Владимир Теравский – музыкант родом из Романово

Будущий белорусский дирижёр, композитор, фольклорист и служитель церкви Владимир Васильевич Теравский (Уладзімір Васілевіч Тэраўскі) родился в семье православного священника 23 (11) ноября 1871 года в местечке Романово Слуцкого уезда Минской губернии. Теперь это аг. Ленино Слуцкого района.

Церковь святого Георгия в д. Романово
Церковь святого Георгия в д. Романово

Владимир был младшим сыном в семье. Уже в детские годы обнаружил большие музыкальные способности. Как и полагалось в семьях церковнослужителей, Владимир получил духовное образование, неотъемлемой частью которого являлось музыкальное. Сначала учился в Слуцком духовном училище, которое окончил в 1889 г., а затем в Минской епархиальной семинарии.

В 1892 г. был отправлен на службу в российскую армию. После демобилизации в 1895 г. работал контролёром на Либаво-Роменской железной дороге, которая проходила по территории Беларуси и соединяла порты на Балтике с левобережной Украиной. В 1897 г. В. Теравский уехал на Урал, где работал на заводах графа Строганова. Здесь он служил регентом – церковным дирижёром, учительствовал, руководил любительскими хорами рабочих.

Слуцкое духовное училище
Слуцкое духовное училище

В 1900 г. В. Теравский вернулся в Минск. Служил чиновником в Минском отделении Государственного банка России. С 1901 года служил канцелярским чиновником 2-го разряда Минской контрольной палаты, одновременно преподавал пение и гимнастику в детских приютах. В 1904 году епископом Михаилом (Темнорусовым) был назначен псаломщиком Минского

Вокзал в Минске Либаво-Роменской железной дороги
Вокзал в Минске Либаво-Роменской железной дороги

Петро-Павловского кафедрального собора. Кроме того, с 1904 по 1914 г. служил помощником регента Минского архиерейского хора, учителем пения 3-го Минского приходского училища. Был членом Белорусской ассоциации создателей художественных произведений.

С середины 1910-х годов В. Теравский стал активно пропагандировать национальную белорусскую музыкальную культуру. Он вёл активную культурно-просветительскую деятельность. В 1914 г. им создан Минский белорусский хор. В 1917 г. хор вошёл в состав Первого Белорусского товарищества драмы и комедии (БДТ-1), а Теравский стал заведующим музыкальной частью. Концертировал с ним по республике, участвовал в драматических спектаклях. Значительную часть репертуара хора составляли белорусские народные песни. После образования на основе товарищества в 1920 г. Белорусского государственного театра (с 1945 г. – Национальный академический театр имени Янки Купалы) В. Теравский стал его главным хормейстером. Одновременно он вёл преподавательскую деятельность в Минском педагогическом институте, куда был приглашён на должность преподавателя в 1919 г. Также он сотрудничал с художественной труппой «Белорусский народный театр» под руководством Франтишка Алехновича.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Без чего нельзя остаться человеком. К 90-летию Михаила Шушкевича
Минский Петро-Павловский кафедральный собор
Минский Петро-Павловский кафедральный собор

После Октябрьского переворота 1917 г. В. Теравский активно включился в политическую деятельность. Выступал перед делегатами съезда белорусских партий и организаций в июле 1917 года. Осенью 1919 года по приглашению Всеволода Игнатовского, ректора Минского педагогического института, работал преподавателем.

Программа открытия Белорусского народного дома 9 марта 1919 года. Это и есть та самая «Беларуская Хатка» на Конской площади. В программе указан концерт хора под управлением «т. Терявскаго» – Владимира Терравского.
Программа открытия Белорусского народного дома 9 марта 1919 года. Это и есть та самая «Беларуская Хатка» на Конской площади

В 1919–1920 гг. он являлся членом Временного Белорусского национального комитета. Его оружием была песня. Он сочинил «Беларускую марсельезу» и «Ваяцкі марш», имевшие огромную популярностью в кругах белорусского национального движения, активно занимался собиранием и обработкой белорусских народных песен. В период гражданской войны по предложению Белорусской военной комиссии он составил «Белорусский песенник с нотами на 3 голоса согласно народных мелодий», вышедший в 1921 году. За ним последовали «Белорусский лірнік», изданный Дмитрием Жилуновичем (Цішка Гартны) в Берлине в 1922 году. Через 4 года в Минске вышел ещё один песенник для курсантов Объединённой белорусской военной школы – «Военный сборник».

Владимир Васильевич Теравский создал музыку к спектаклям БДТ-1 «Безвинная кровь» В. Голубка (1918), «Кузнец-воевода» (1925), «Машека», «Кастусь Калиновский» Е. Мировича и др., широко использовал в творчестве белорусский фольклор. Наиболее известной стала музыка к спектаклю «На Купалье» М. Черота (1921). Записывал и обрабатывал народные песни, часть которых опубликована в сборниках.

Владимир Васильевич – автор гимна «Военный марш» («Мы выйдем плотными рядами…»), гимна «Белорусская Марсельеза» (на стихи Александра Микульчика «Испокон мы спали…»).

Летом 1920 г. за исполнение песен «Каля хацікі» и «Панам мы песні не спяваем» В. Теравский был арестован в Осиповичах польскими оккупационными властями. К тому же во время обыска при нём был найден револьвер.

В суровые годы становления Советской власти на Беларуси В. Теравский и его семья подвергались преследованиям со стороны органов ОГПУ. В сентябре 1921 г. он и его жена по сфабрикованному делу об антибольшевистской организации были схвачены и приговорены к расстрелу, который был заменён на 5 лет исправительно-трудовых работ (реабилитированы в 1996 г.).

После досрочного освобождения в 1923 г. В. Теравский вплоть до 1930 года руководил хоровым коллективом при Белорусском государственном университете. Период второй половины 1920-х годов характеризовался небывалым подъёмом национальной белорусской культуры. И В. Теравский вносил свою лепту в этот процесс. Его деятельность высоко оценивалась белорусской общественностью. Так, Змитрок Бядуля в своей статье «Штрыхі аб беларускай культуры» отмечал, что любая нация могла бы гордиться хором В. Теравского. Интересно, что во время выступлений в качестве дирижёра В. Теравский всегда был одет в белую белорусскую свитку (разновидность кафтана – верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна), а под ней рубашку с домотканым поясом.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  К 130-й годовщине со дня рождения Павла Гутковского
Церковь св. Марии Магдалены в Минске
Церковь св. Марии Магдалены в Минске

Начиная с 1930-х годов на В. Теравского, как на пропагандиста белорусской культуры, обрушиваются репрессии сталинских властей. В 1931 г. по обвинению в национал-демократизме его увольняют из театра, а хор при БГУ расформировывают. Не имея больше возможности заниматься любимым делом в государственных структурах, В. Теравский находит себе место в храме. Он служит псаломщиком в церкви св. Марии Магдалены в Минске.

17 августа 1938 г. В. Теравский был арестован и по приговору тройки НКВД, как «агент польской разведки», был расстрелян 10 ноября 1938 г., а его имя было вычеркнуто из анналов белорусской национальной культуры (реабилитирован в 1957 г.).

Перу В. Теравского принадлежит музыка к целому ряду спектаклей, в которой он широко использовал белорусский фольклор. Он – автор песен и романсов на стихи Я. Коласа, Я. Купалы, З. Бядули, М. Чарота, обработок народных песен. Мало кому известно, что «Ваяцкі марш» В. Теравского в 1991 г. рассматривался в качестве гимна Республики Беларусь. Но что ещё более удивительно, так это тот факт, что В. Теравский является автором музыки знаменитой песни «Купалинка», считающейся народной. Автором слов является Михась Чарот, расстрелянный в 1937 году. А написана песня была к спектаклю «На Купалье», который только в 1920 г. выдержал 432 представления. Сегодня Владимир Теравский по праву возвращается в ряд выдающихся представителей белорусской музыкальной культуры первой половины ХХ века, имена которых были стёрты из истории Беларуси.

Владимир ХВОРОВ

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.