Во время визита в Слуцкую епархию 5 апреля 2020 года митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архипастырь освятил набор колоколов строящейся храмовой колокольни в честь святителя Николая Чудотворца.
Колокол – это не только музыкальный инструмент. Он используется и как система оповещения и даже является предметом изучения особой науки – кампанологии (лат. campana – «колокол»). В Беларусь, как и в Россию, мелодичный звон колоколов пришёл с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях.
Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к VI веку. Официальное введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабиниану в 604–606 годах. В Византии, откуда пришло к нам православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский правитель Орсо I прислал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов, которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают некоторые учёные, в наши края колокола попали не через Византию, а через другие западные страны, причём часто в качестве военных трофеев. В летописях упоминание о колоколах появляется в самом начале XI века. В 1106 году преподобный Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». В конце XII века уже описываются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.
Есть информация о том, что к 1917 г. на Руси было более 80 тысяч колоколен и звонниц, полностью укомплектованных колоколами. На сегодняшний день осталось лишь два полностью сохранившихся ансамбля колоколов: на колокольне Софийского собора Вологды и на Большой звоннице Успенского собора Ростова Великого.
Ни один колокол по звучанию не похож на другой. Издавна считалось, что каждый колокол имеет свой характер, персоналию, колоколам даже давали имена-прозвища: Неопалимая Купина, Осанна, Бурлила, Полиелейный, Красный… Голос каждого колокола так же неповторим, как голос любого человека. Природа его отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поёт небольшой хор, а не один голос. Среди них есть главный, основной тон, который генерируется в звуковом кольце внизу колокола, и дополнительные, вызывающиеся более высокими объёмами тела колокола, которые называются обертонами, и их можно различить на слух от трёх до десятка. В этом хоре большого числа отдельных тонов каждый «живёт своей жизнью», отличаясь от другого по высоте, громкости и длительности звучания, что создаёт полноту, сложность и особенные переливы звука. Это многозвучие – душа русского колокола.
Работа мастера над будущим колоколом начинается с расчётов и построения чертежа его профиля. От решения этой первоначальной задачи будут зависеть голос, прочность и внешний вид колокола. То и другое зависит от определённого соотношения размеров всех частей формы колокола. Главные параметры – это нижний диаметр, высота и толщина стенки, причём стенки колокола постепенно утоньшаются соответственно диаметру, идя снизу вверх.
Вариантов построения формы колокола множество, есть так называемый «немецкий» профиль, «французский», «английский», «русский», – но принцип всегда один: все части формы рассчитываются по единому модулю и должны быть ему кратны. Величина модуля задаётся толщиной стенки в месте удара, т. е. в наиболее утолщённой части, которую русские мастера назвали «бой». Рассчитывается бой в зависимости от массы и тона будущего колокола по специальным таблицам. Далее по осевой линии стенки колокола строятся линии внутреннего и наружного профиля. Вся система пропорций основана на свойствах логарифмической спирали.
От соотношения толщины боя к диаметру колокола зависит и его прочность. В старинных колоколах до XV в. это соотношение было равно 1:12 и 1:13; у русских колоколов XIX в. – 1:15. Чем тоньше стенки колокола, тем ниже его основной тон и пластичнее звук.
Как правило, православные храмы Случчины укомплектованы одним или несколькими колоколами. Например, на колокольне Свято-Михайловского собора висят 7 колоколов разной величины. На колокольне Михайловской церкви д. Сороги – 7 колоколов: самый большой – весом 350 кг с образом Софии Слуцкой, средний – весом 100 кг и 5 малых. В церкви Александра Невского шесть колоколов, отлитых в минской мастерской «Отменное литьё». На звоннице храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Греск имеется 5 колоколов, столько же на звоннице храма преподобного Симеона Столпника д. Борок. Были трудные времена, когда вместо колоколов использовали даже распиленные газовые баллоны.
Колокольный набор звонницы храма преподобного Паисия Святогорца в г. Слуцке состоит из 12 колоколов общим весом 9 тонн. Колокол-благовестник весит 7,4 тонны.
Особенности колоколов описаны на официальном сайте Слуцкой епархии:
– на благовестнике отлиты изображения иконы Воскресения Христова и лики святых (Архистратига Михаила; святителя Николая Чудотворца; великомученика Георгия Победоносца; равноапостольной царицы Елены; преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца; праведных Филарета Милостивого и Софии, княгини Слуцкой), а также имеются 2 памятные надписи: «Сей Благовестный колокол отлит во славу Всесовершенного Триипостасного Бога Отца и Сына и Святого Духа для храма преподобного Паисия Святогорца, что в кафедральном граде Слуцке, по благословению епископа Слуцкого и Солигорского Антония, в ознаменование 75-летия Великой Победы в войне 1941–1945 годов, в память незабвенных героев и всех жизнь свою положивших за други своя и Отчизну нашу. Вечная им память!» и «Сей колокол такожде создан в честь 85-летия со дня рождения митрополита Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, имевшего титулование митрополита Минского и Слуцкого с 1992 по 2013 год, с благодарностью за великие дела Его Высокопреосвященства во славу Церкви и на благо Отечества. Колокол освящен 9 мая 2020 года»;
– на колоколе весом в 850 кг изображены иконы Святой Троицы, Преображения Господня и лики праведной Софии, княгини Слуцкой и преподобного Паисия Святогорца, а также нанесены 2 надписи: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» (вверху колокола) и «Во славу Всемогущего и Триипостасного Бога, в честь угодников Его праведной Софии, княгини Слуцкой и преподобного Паисия Святогорца. Лит сей колокол по благословению епископа Слуцкого и Солигорского Антония в 2019 году» (внизу колокола);
– на колоколе весом в 230 кг изображена икона Успения Божией Матери и лики святителя Николая Чудотворца, великомученицы Варвары и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Надписи: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» (вверху колокола) и «В память кафедрального собора града Слуцка в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В благословение кафедральному граду и всем живущем в нем» (внизу колокола);
– на колоколе весом в 150 кг изображены икона Воскресения Христова и лики святых пророка Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Игоря Черниговского. Надписи: «Вси святии, молите Бога о нас!» (вверху колокола) и «Господи, молитвами всех святых Твоих угодников и подвижников, благослови благотворителей, жертвователей и строителей храма сего, их же имена Ты Сам Всемогущий Создателю ведеши» (внизу колокола);
– на колоколе весом в 100 кг изображены Крест Голгофский и иконы Божией Матери – Смоленская, Минская и Жировичская. Надписи: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» (вверху колокола) и «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, всех прежде почивших отец, братий и сестер наших, в вере почивших православных христиан» (внизу колокола).
Новосооруженная звонница является памятником тех событий, которые Белая Русь отмечает в 2020 году – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 85-летия со дня рождения митрополита Филарета, Почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Для полноты восприятия предлагаем ознакомиться с некоторыми звонами колоколов.
1. Благовест
4. Кижский звон
5. Красный звон
8. Праздничный Ростовский звон
9. Праздничный Троице-Сергиевский звон
11. Санкт-Петербургский Лаврский звон
13. Владимирский праздничный звон
14. Звон «Душе моя»
© Владимир ХВОРОВ, 2020
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.