Вечерний звон, набат, благовест…

Во время визита в Слуцкую епархию 5 апреля 2020 года митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архипастырь освятил набор колоколов строящейся храмовой колокольни в честь святителя Николая Чудотворца.

Колокол – это не только музыкальный инструмент. Он используется и как система оповещения и даже является предметом изучения особой науки – кампанологии (лат. campana – «колокол»). В Беларусь, как и в Россию, мелодичный звон колоколов пришёл с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях.

Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к VI веку. Официальное введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабиниану в 604–606 годах. В Византии, откуда пришло к нам православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский правитель Орсо I прислал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов, которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают некоторые учёные, в наши края колокола попали не через Византию, а через другие западные страны, причём часто в качестве военных трофеев. В летописях упоминание о колоколах появляется в самом начале XI века. В 1106 году преподобный Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». В конце XII века уже описываются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

Есть информация о том, что к 1917 г. на Руси было более 80 тысяч колоколен и звонниц, полностью укомплектованных колоколами. На сегодняшний день осталось лишь два полностью сохранившихся ансамбля колоколов: на колокольне Софийского собора Вологды и на Большой звоннице Успенского собора Ростова Великого.

Ни один колокол по звучанию не похож на другой. Издавна считалось, что каждый колокол имеет свой характер, персоналию, колоколам даже давали имена-прозвища: Неопалимая Купина, Осанна, Бурлила, Полиелейный, Красный… Голос каждого колокола так же неповторим, как голос любого человека. Природа его отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поёт небольшой хор, а не один голос. Среди них есть главный, основной тон, который генерируется в звуковом кольце внизу колокола, и дополнительные, вызывающиеся более высокими объёмами тела колокола, которые называются обертонами, и их можно различить на слух от трёх до десятка. В этом хоре большого числа отдельных тонов каждый «живёт своей жизнью», отличаясь от другого по высоте, громкости и длительности звучания, что создаёт полноту, сложность и особенные переливы звука. Это многозвучие – душа русского колокола.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Совместная работа Квасыничского центра ремёсел и Слуцкого центра туризма

Работа мастера над будущим колоколом начинается с расчётов и построения чертежа его профиля. От решения этой первоначальной задачи будут зависеть голос, прочность и внешний вид колокола. То и другое зависит от определённого соотношения размеров всех частей формы колокола. Главные параметры – это нижний диаметр, высота и толщина стенки, причём стенки колокола постепенно утоньшаются соответственно диаметру, идя снизу вверх.

Вариантов построения формы колокола множество, есть так называемый «немецкий» профиль, «французский», «английский», «русский», – но принцип всегда один: все части формы рассчитываются по единому модулю и должны быть ему кратны. Величина модуля задаётся толщиной стенки в месте удара, т. е. в наиболее утолщённой части, которую русские мастера назвали «бой». Рассчитывается бой в зависимости от массы и тона будущего колокола по специальным таблицам. Далее по осевой линии стенки колокола строятся линии внутреннего и наружного профиля. Вся система пропорций основана на свойствах логарифмической спирали.

От соотношения толщины боя к диаметру колокола зависит и его прочность. В старинных колоколах до XV в. это соотношение было равно 1:12 и 1:13; у русских колоколов XIX в. – 1:15. Чем тоньше стенки колокола, тем ниже его основной тон и пластичнее звук.

Как правило, православные храмы Случчины укомплектованы одним или несколькими колоколами. Например, на колокольне Свято-Михайловского собора висят 7 колоколов разной величины. На колокольне Михайловской церкви д. Сороги – 7 колоколов: самый большой – весом 350 кг с образом Софии Слуцкой, средний – весом 100 кг и 5 малых. В церкви Александра Невского шесть колоколов, отлитых в минской мастерской «Отменное литьё». На звоннице храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Греск имеется 5 колоколов, столько же на звоннице храма преподобного Симеона Столпника д. Борок. Были трудные времена, когда вместо колоколов использовали даже распиленные газовые баллоны.

Колокольный набор звонницы храма преподобного Паисия Святогорца в г. Слуцке состоит из 12 колоколов общим весом 9 тонн. Колокол-благовестник весит 7,4 тонны.

Особенности колоколов описаны на официальном сайте Слуцкой епархии:

– на благовестнике отлиты изображения иконы Воскресения Христова и лики святых (Архистратига Михаила; святителя Николая Чудотворца; великомученика Георгия Победоносца; равноапостольной царицы Елены; преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца; праведных Филарета Милостивого и Софии, княгини Слуцкой), а также имеются 2 памятные надписи: «Сей Благовестный колокол отлит во славу Всесовершенного Триипостасного Бога Отца и Сына и Святого Духа для храма преподобного Паисия Святогорца, что в кафедральном граде Слуцке, по благословению епископа Слуцкого и Солигорского Антония, в ознаменование 75-летия Великой Победы в войне 1941–1945 годов, в память незабвенных героев и всех жизнь свою положивших за други своя и Отчизну нашу. Вечная им память!» и «Сей колокол такожде создан в честь 85-летия со дня рождения митрополита Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, имевшего титулование митрополита Минского и Слуцкого с 1992 по 2013 год, с благодарностью за великие дела Его Высокопреосвященства во славу Церкви и на благо Отечества. Колокол освящен 9 мая 2020 года»;

– на колоколе весом в 850 кг изображены иконы Святой Троицы, Преображения Господня и лики праведной Софии, княгини Слуцкой и преподобного Паисия Святогорца, а также нанесены 2 надписи: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» (вверху колокола) и «Во славу Всемогущего и Триипостасного Бога, в честь угодников Его праведной Софии, княгини Слуцкой и преподобного Паисия Святогорца. Лит сей колокол по благословению епископа Слуцкого и Солигорского Антония в 2019 году» (внизу колокола);

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Выбор в пользу здоровья

– на колоколе весом в 230 кг изображена икона Успения Божией Матери и лики святителя Николая Чудотворца, великомученицы Варвары и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Надписи: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» (вверху колокола) и «В память кафедрального собора града Слуцка в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В благословение кафедральному граду и всем живущем в нем» (внизу колокола);

– на колоколе весом в 150 кг изображены икона Воскресения Христова и лики святых пророка Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверного князя Игоря Черниговского. Надписи: «Вси святии, молите Бога о нас!» (вверху колокола) и «Господи, молитвами всех святых Твоих угодников и подвижников, благослови благотворителей, жертвователей и строителей храма сего, их же имена Ты Сам Всемогущий Создателю ведеши» (внизу колокола);

– на колоколе весом в 100 кг изображены Крест Голгофский и иконы Божией Матери – Смоленская, Минская и Жировичская. Надписи: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» (вверху колокола) и «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, всех прежде почивших отец, братий и сестер наших, в вере почивших православных христиан» (внизу колокола).

Новосооруженная звонница является памятником тех событий, которые Белая Русь отмечает в 2020 году – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 85-летия со дня рождения митрополита Филарета, Почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Для полноты восприятия предлагаем ознакомиться с некоторыми звонами колоколов.

1. Благовест

2. Будничный Ростовский звон

3. Будничный звон

4. Кижский звон

5. Красный звон

6. Покровский звон

7. Праздничный Печерский звон

8. Праздничный Ростовский звон

9. Праздничный Троице-Сергиевский звон

10. Преображенский звон

11. Санкт-Петербургский Лаврский звон

12. Свято-Троицкий звон

13. Владимирский праздничный звон

14. Звон «Душе моя»

15. Звон «Во все тяжкие»

© Владимир ХВОРОВ, 2020

Всего просмотров: (24)

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.

Похожие записи