В рамках мероприятий, посвящённых Году малой родины, мы периодически знакомим читателей с традициями Случчины в области культуры. Помните, мастера народного клуба народных мастеров «Крылы творчасцi» в феврале этого года собрались на межрегиональное мероприятие «Особенности головных уборов в Слуцком и Любанском районах»? А ещё раньше мы говорили о местных свадебных традициях… К сожалению, из-за эпидемии COVID-19 такие мероприятия стали проводиться реже.
Сегодня мы хотим познакомить читателей с творчеством белорусского этнографа И.А. Сербова. В 2012 году Ольга Александровна Лобачевская, искусствовед, этнолог, доктор искусствоведения, профессор кафедры Белорусского государственного университета культуры и искусств в Издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила книгу «Беларусь в фотографиях Исаака Сербова. 1911–1912».
Книга из серии «Энциклопедия раритетов» – это уникальный альбом фотографий белорусского этнографа Исаака Абрамовича Сербова (1871–1943) сделанных в 1911–1912 гг. во время научных экспедиций в поселения Минской губернии, которые сейчас входят в Минскую, Брестскую, Могилёвскую, Гомельскую области Беларуси, Волынскую и Ровенскую области Украины. Впервые в научный и широкий общественный оборот введены ценные визуальные документы по белорусской этнографии, истории и культуре. На своих фотографиях И.А. Сербов изображал для потомков традиционную белорусскую деревню накануне Первой мировой войны и революции 1917 года. Издание интересно всем, кто интересуется этнографией, культурой, традиционной одеждой, архитектурой Беларуси, историей белорусской фотографии.
В альбоме впервые опубликовано 442 оригинальных этнографических снимка, хранящиеся в отделе рукописей Библиотеки Вильнюсского университета (Литва). Фотографии сделаны во время научных экспедиций этнографа в Беларусь по поручению Северо-Западного отделения Императорского Русского географического общества в Вильнюсе.
В предисловии к изданию отмечается, что «…стремительные времена изменили облик белорусских городов и деревень, быт их жителей, поэтому фотографическое наследие, содержащееся в этой книге, сегодня чрезвычайно ценно. Благодаря ему у нас есть возможность познакомиться с особенностями быта, одежды, народной архитектуры и инструментов белорусов начала прошлого века.
Листая страницу за страницей, невольно вспоминаешь, какие значительные испытания определили судьбы наших дедов и прадедов.
Посмотрим на лица на фотографиях – таких знакомых, родных и одновременно таких далёких. Крепкие мужчины, скромные красивые женщины и, конечно же, дети, которых было много в каждой семье. Этих людей уважают за их трудолюбие, терпимость, гостеприимство и щедрость – черты, которые всегда были характерны для белорусов.
Ни один народ, ни одна страна не могут существовать без живой связи поколений. И нашим современникам чрезвычайно важно осознать свои корни, чтобы двигаться вперёд и нести в мир вечные идеалы сердечности, искренности и сострадания.
Знать и помнить историю своей Родины, чтить своих предков и наследие, которое они нам оставили – это означает быть духовным человеком в самом высоком смысле слова, это – быть белорусом!»
Случчанам наверняка будут интересны фотографии, на которых рассказывается о жителях шести выбранецких деревень Случчины. Мы специально отобрали эти фото из альбома и предлагаем для ознакомления.
Беларусы-ў-фотаздымках_Ісака_Сербава_1911-1912-слуцк
Вот что писал сам автор:
«Выбранцы выделяются среди окружающего населения своей представительной внешностью, но по речи, темпераменту и обычаям ничем не отличаются от дриговичских полян. При этом вместе с малороссийскими костюмами старики ещё носят свою национальную намитку (намётка, ширинка – названия головного убора. – В.Х.), а старики не прощаются с калитой и шабетой (виды сумок. – В.Х.). То же самое следует сказать и о постройках: в богатых поселениях новостройки чередуются с обветшалыми домами с глинобитными полами и лучником (вероятно, имеется ввиду светец – специальное металлическое приспособление для закрепления лучины. – В.Х.). Видно, что это избранные люди из числа местных дреговичей, которые в древности несли различные службы в княжестве. Названия их поселений так или иначе указывают на возложенные на них особые обязанности. Например, Лучники делали луки, Серяги – серые суконные куртки, Брановичи – доспехи и седла. Огородники доставляли овощи, а Падерь – пиво, мёд и воск; Варковичи несли караульную службу на заставах.
Я прожил среди выбранцов около 10 дней, изучал их обряды и верования, записывал языковые особенности и песни с мелодиями, также сделал описания и сфотографировали их строения, одежду и общие предметы домашнего обихода. Днём гулял с «Кодаком» (марка фотоаппарата. – В.Х.) и записной книжкой по полям и сёлам, а вечером слушал рассказчиков или записывал песни с голосов безграмотных девушек Марии Крот и Авдотьи Саванович и «бабушки» Васи Крот» (Поездка по Полесью летом 1912).
С полной версией альбома можно ознакомиться здесь.
О фотоколлекции Исаака Сербова написано немало, например, в материале Ирины Завадской.
Владимир ХВОРОВ
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.