Памятник святой праведной княгине Софии Слуцкой украшает город уже 21 год. Сегодня это не только одно из любимых мест для свадебных съёмок, но место поклонения и молитвы многих христиан. Каждый турист, каждый гость нашего края старается посетить это место.
Освящение памятника состоялось 24 сентября 2000 года при участии ныне покойного Владыки Филарета. В то время он занимал должность Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Инициатором установки памятника явился протоиерей Михаил Вейго, в то время благочинный Слуцкого церковного округа. На табличке, расположенной слева возле памятника, об этом надпись:
«2000 лет от Рождества Христова
УСТРОИТЕЛИ СЕГО
протоиерей Михаил Вейго
Чебоганов А.В. Куделко М.А.
Скульптор Иньков М.М. Архитектор Лукьянчик Н.И.»

Образ княгини Софии Слуцкой был выбран для установки памятника к 2000-летию христианства не случайно. Ей довелось жить в то нелёгкое время, когда православная вера на наших землях находилась под запретом и жестоко преследовалась со стороны властей. После объявления в 1596 году церковной унии власти стали насильно отбирать у православных монастыри, храмы, церковные имения и передавать униатам. Священников, не желавших переходить в унию, изгоняли с приходов, особо упорных арестовывали, бесчестили, сажали в тюрьмы. Православных мирян предавали проклятию, силой загоняли в униатские церкви. Деятельность магнатерии и шляхты в пользу Православия почти прекратилась. Остававшиеся православные храмы именовали «синагогами», а самих верующих – «схизматиками» и «еретиками». Православному духовенству запрещалось открыто появляться на улице со Святыми Дарами, церковные требы – крещение, браки, похороны – разрешалось совершать не иначе как за определённую плату, даже мёртвых не дозволялось хоронить публично, а только под покровом ночи.
И вот в такой атмосфере религиозной нетерпимости княгиня София стала защитницей и покровительницей гонимого Православия на Слуцкой земле.
Княгиня София – последняя из рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда по линии киевских князей Олельковичей, владелица Слуцкого княжества, вассала Великого княжества Литовского с 1326 г.
Умерла княгиня София от родов мертворождённой дочери в возрасте 26 лет 19 (29) марта 1612 года, в Омельно, недалеко от местечка Игумен (сейчас Червень). В память о праведной жизни и благотворениях княгиню погребли в церкви Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Тело её почивало у стены правого придела в деревянном гробе, вставленном позже в цинковый, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. Сейчас её мощи находятся в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Придворный поэт Радзивиллов Соломон Рысинский составил трогательную эпитафию княгине Софии, в которой мы находим ещё один яркий штрих к её духовному портрету:
«Грудой сокровищ пренебрегает и золотом ярким,
Тирской парчи одеяние ценное ей нипочём».
Из этих строк видно, что святая София пренебрегала земными благами, более устремляя духовный взор к Горнему по слову Спасителя: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф, 6, 21).
София Слуцкая – покровительница беременных женщин, рожениц, младенцев и детей, сирот. Целительница головных болей. Охранительница от пожаров и голода. Покровительница благочестивых браков. Заступница при тяжбах с властями и миротворица.
Официально Православной церковью София княгиня Слуцкая была канонизирована по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в Соборе Белорусских святых 3 апреля 1984 года. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

Чебоганов А.В., Скульптор Иньков М.М.
Скульптором и автором памятника выступил Михаил Иньков, архитектором проекта стал Николай Лукьянчик.
Работа над образом Софии Слуцкой длилась порядка шесть лет. Изначально было пять вариантов памятника. Окончательное слово в выборе было за Экзархом – Владыкой Филаретом. Много времени решался вопрос о месте установки памятника. Он должен был гармонично смотреться в комплексе с будущей постройкой собора. Однако, как мы знаем, памятник установлен, а планы по постройке собора в центре города не сбылись.
Работы по возведению арки начались в конце 1999 года, и к июлю следующего года она обрела свой нынешний вид. Арка – символ церкви, на которой зиждется жизнь. Гранитные плиты с гравюрами, архитектурными мотивами которых стали православные храмы Случчины, в нишах трёх лепестковой арки установлены 3 июля 2012 года, в День Независимости Республики Беларусь. Автором эскизов выступил Игорь Адамович Титковский, известный как слуцкий художник, краевед, автор статей и книг энциклопедического стиля по истории архитектуры, живописи и скульптуры Случчины. Он потратил огромное количество времени на воссоздание образов храмов и монастырей по сохранившимся архивным описаниям.
Вес бронзовой скульптуры святой благоверной Софии Слуцкой – около 4 тонн. В правой руке София держит православный крест, а жестом левой руки словно говорит людям: «Остановитесь, задумайтесь все и вся!». София напоминает всем, что правда – она одна и она здесь, в кресте и вере.
Взор святой княгини Софии обращён в ту сторону, где стоял Троицкий монастырь, окончательно разрушенный после Великой Отечественной войны. В нём, оставшись сиротой, княгиня София воспитывалась, а позже покровительствовала обители.
Основное финансирование проекта взяло на себя АО «Стецкевич». Глава этой фирмы Анатолий Чебоганов – потомок шляхетского рода. Другой меценат, указанный на табличке, М.А. Куделко, в то время был управляющим Стройтреста «Слуцксельстрой».
Пять лет назад, 22 сентября 2016 года, в год празднования 900-летия г. Слуцка, сессия райсовета депутатов приняла решение дать название улице, на которой стоит памятник – в честь святой Софии княгини Слуцкой.
Остаётся только напомнить, что София Слуцкая была одной из древних рукодельниц – в свои юные годы владела мастерством вышивки. Княгиня собственноручно вышивала золотом и серебром священнические ризы в дар церквям, которые сохранялись до ХХ века. Собственными руками София выткала епитрахиль и вышила золотой канителью ризу-фелонь из самотканой серебряной парчи, на фелони крест и кустодия из кованого чистого серебра, позолоченные, с гранатами посередине. В своём историческом очерке «Православный город Слуцк и его святыни» Серно-Соловьевич Ф.Ф. писал: «Согласно местному преданию, она вышила священническое облачение (фелонь и епитрахиль), которое находилось в Свято-Троицком монастыре».
Владимир ХВОРОВ
Фото автора, А.Попова и И.Титковского
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.