В канун так называемого старого Нового года в Слуцк приезжала группа учёных: Татьяна Васильевна Володина, доцент, доктор филологических наук, заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси и Ольга Александровна Лобачевская, доцент, доктор искусствоведения, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Целью посещения стало изучение колядных обходов со звездой деревни Лучники. С помощью работников Слуцкого районного центра народного творчества, Слуцкого городского центра традиционной культуры и местных жителей был проведён традиционный колядный обряд щедрования с обходом домов деревни.
Местные жители показали устройство «звезды», «коня» и «козельчика». Достаточно подробно описывает этот обряд на страницах газеты «Слуцкий край» Валентина Видлога, краевед, автор книги «Земля отцов – земля святая. Лучники: история, люди, события, факты». Полностью с материалом на белорусском языке можно ознакомиться по ссылке. Приведём частично рассказ Валентины Степановны. Почти слово в слово нам об обряде рассказали и местные жители.
У белорусов, как и других народов Европы, цикл новогодних празднований получил название «Коляда». По-разному учёными трактовалось это слово. Одни считали, что в его основе лежит «коло» – круг, который мифически олицетворяет солнце, другие – сочетание слов «коло» и «ляды» (Лада – славянское божество весны). Известный белорусский этнограф Е.Ф. Карский считал, что название Коляда происходит от латинского «календа» и означает первый день каждого месяца. Календы отмечались древними римлянами.
…Но вернёмся к Колядам. К ним готовились заранее: в домах наводили порядок – всё вычищали, вымывали, в сараях и во дворе – тоже. Крестьяне к праздникам кололи кабанчика. Делали всякие мясные яства: колбасы, потороха, кровянки, сальтисоны, палендвицы, солили сало, рёбрышки, готовили разные блюда. Главным элементом обряда являлась кутья (каша, сочиво), которую готовили из цельного зерна. Сейчас для этих целей используют ячневую крупу.
Наши пращуры верили, что от того, насколько удачной получится кутья, зависит успех в хозяйстве и благополучие семьи. Кутью в горшочке или в чугуне ставили в красный угол на стол, где под праздничным настольником (скатертью) лежало благоухающее сено. В отдельных семьях сено складывали ровненько кружочком прямо на настольнике, и в его серединку ставили кутью. На протяжении праздников готовили три кутьи: первая (большая) – постная, вторая – щедрая или богатая – скоромная, третья накануне Крещения – постная.
Считалось, что во время Коляд нельзя гнуть обода, дуги, полозья, обручи, вить верёвки (у телят и ягнят будут кривые ноги), а вечером выполнять тяжёлую работу. Женщины в эти дни не шили, не вязали, не пряли. К колядным вечерам были припасены тыквенные семечки и лесные орехи. Их вечером лузгали всей семьёй.
На Коляды гадали, наблюдали за состоянием природы. Гаданием особенно увлекалась молодёжь, в первую очередь, девушки. Их интересовало будущее замужество, жизнь и смерть, здоровье и любовь. Для этой цели использовали бумагу и огонь, зеркала, свечи, другие атрибуты и даже домашнюю птицу, скот. Старшие гадали на будущий урожай, на предсказание погоды. Хочу добавить, что гадание проводили в основном в ночь под Новый год и гораздо реже – в первый вечер Коляд и накануне Крещения.
Главной особенностью Коляд являлся сам обряд колядования (щедрования) – обход дворов с поздравлениями и хвалебными песнями. Напомню, как проходил щедрец у нас, в Слуцком районе, непосредственно в выбранецких деревнях – Лучники и Брановичи. Что-то помню сама, что-то рассказывали старшие.
Проходил он накануне старого Нового года – 13 января, если можно так сказать, в три этапа. Готовились заранее: учили песни, делали «козликов», «коня», «звезду», готовили костюмы, а также сумки под сладости.
В этот день хозяйки готовили щедрые столы и угощения. В первых сумерках на улице появлялись щедрики. Это были детки, хорошо одетые девочки, с завязанными на верхнюю одежду «крест на крест» красивыми большими платками, не раскрашенные. В руках одного или двух мальчиков – «козельчики», у нескольких деток через плечо сумочки, чтобы руки были свободными. Что собою представлял «козельчик» (козлик): деревянный, с метр высотой, шест, на котором сверху был закреплён из тонкой деревянной дощечки чуть продолговатый прямоугольничек (морда), а снизу к нему – перпендикулярно две узкие дощечки (мордочка козлика). К нижней прибит кусочек овчины — имитация бороды, привязана верёвочка, которая приводила её в действие. Когда верёвочку потянут вниз и отпустят, она ударялась о верхнюю дощечку, появлялся звук «ляп, ляп». Верхнюю часть «мордашки» обычно украшали бумажными цветами.
Щедрики старались забежать в каждый двор. Деревня оживала: по тихому морозному воздуху далеко разносились весёлые детские голоса и «деревянное» хлопанье. В домах говорили: «О, уже пошли «козельчики» – праздник начинается!».
Детки забегали во двор, выстраивались под окном, стучали «козельчиками» и начинали ритмично петь:
Ляп, ляп, ляп «казельчык»,
Навара да стала,
Як у небе хвала.
Пастушкі з ягняткам
Перад тым дзіцяткам
На калені ўпадалі
Хрысту Богу пакланялі…
Выходили хозяева, и здесь лились поздравления с Новым годом, Колядами, пожелания здоровья, благополучия, счастья и радости. В общие торбочки клали конфеты, бублики, пряники, тыквенные семечки, орехи, яблоки. Бывало, что давали и деньги.
Через некоторое время, когда уже вечер становился более темным, и «козельчики» были на другом конце села, начинали ходить «лошади». Зачастую их сопровождал гармонист.
Щедровщики использовали фигуру коня, сделанную из жёсткого проволочного каркаса, обтянутого плотной, в основном белой тканью. Морду коня делали почти в натуральную величину, а ещё пышную гриву и хвост, и даже сбрую, и попоны, всё, как положено. По середине спины «коня» сделана дыра, чтобы в неё мог залезть человек. Крепились лямки, которые надевал тот, кто влезал в «коня». Все было так хорошо продумано, что тот, кто находился в «коне», мог производить различные выкрутасы – взбрыкивать, танцевать, играть на гармошке, подпрыгивать и т. д.
Вокруг «коня» ходила молодёжь – парни и девушки. Вот тут уже надевали вывернутые шубки, девушки были в красивых тарановках (большой тёплый платок, – В.Х.), андараках (славянская женская поясная одежда типа юбки, – В.Х.) (у кого сохранились от бабушек), некоторые из них одевались под цыганок – раскрашивались, в длинных юбках, повязывали несколько платков: на голову, плечи… Это были самые пронырливые девушки. Распевая, танцуя, рассыпая шутки, поздравления и пожелания, они вносили своим появлением веселье и праздничное настроение. Под окнами они пели хозяину, хозяйке и всем взрослым членам семьи поздравительно-величественные песни, в которых желали здоровья, урожая, помета животных, а молодым – выйти замуж или жениться. Их колядование обычно завершалось песней-просьбой об одаривании, которая часто звучала как требование, так как выступали колядовщики в роли заклинателей, это значит, что то, что они желали, должно произойти только после одаривания. Их одаривали колбасами, салом, пирогами, яблоками, конфетами, деньгами, вишнёвкой и водкой.
Во время, когда ходили «лошади», щедровали взрослые, и отдельными группами по 4–5 человек девушки, и молодые женщины, которые хорошо пели. Этих участников колядования чаще всего приглашали в дом, где был уже приготовлен праздничный стол. Пение продолжалось, они были мелодичными, красивыми, иной раз грустными: «…А ў мары, мары чоўнічак плыве. Святы вечар, людзям добрым! А ў тым чоўнічку Яначка едзе, стрэлачкі рэжа. Святы вечар, людзям добрым! Плывеце тыя стрэлачкі да мае дзевачкі». В песнях были припевы «святы вечар…», «шчодры вечар…», «добры вечар…».
После колядования все собирались в большом доме. Молодёжь устраивала вечеринки. Веселились по несколько дней: пели, танцевали, играли в разные игры, рассказывали разные случаи, шутки.
Колядный вечер подходил к завершению. И вот здесь, ровно в двенадцать часов ночи, начинался третий этап Коляды – выход «звезды»! Не в каждой деревне была «звезда». А вот в Лучниках она была. И «звездари» должны были обойти все дворы, начиная со Старых Лучников. Представляете, во сколько часов она была в начале Бранович – на посёлке Выбранецком, где мы жили. Почти под утро будила мать, чтобы увидеть «звезду». В доме гасили свет, и мы через окна наблюдали, как она крутилась, сверкала. А как красиво мужские голоса выводили песню о рождении Христа! Все это очаровывало. В доме стояла такая тишина, что казалось – все переставали дышать. И только после окончания пения и пожеланий, когда взрослые шли одаривать (в основном деньгами) «звездарей», зажигали свет.
«Звезда» – шести или восьмиконечная звезда. Середина – из решета, на сите которого закреплялся рисунок либо бумажная икона с сюжетом рождения Христа в яслях. Впереди устанавливали три свечи. Предыдущая часть решета напротив сита закрывалась слюдой либо стеклом. Лучи «звезды» украшались разноцветной фольгой, битыми новогодними игрушками, но главное – они вращались вокруг средней части с помощью специального приспособления. Это было необычайно красиво и таинственно. «Звезда» крепилась высоко на деревянном шесте. Была она довольно тяжёлой. Со «звездой» ходили группой 5–7 человек: женатые, физически сильные мужчины, которые умели хорошо петь.
«Звездари» завершали рождественскую ночь. А назавтра деревенские улицы снова оживали. Смех, шутки, песни наполняли их. На белоснежном снегу – дорожки из пепла или вылитые чернилами. Любопытные ходили, смотрели, от кого и куда они ведут. Это означало, какой парень к какой девушке ходит. Девушка, у которой были похищены подушки во время колядования, с подругами ходила их выкупать в семью парня. Другие сельчане искали свои снятые калитки. Их проказники затаскивали в чужие дворы и на изгороди. А у кого были низкие дома, закрывали дымоходы стеклом: начинала хозяйка растапливать печь, а дым на весь дом… Такие были шутки.
С течением времени праздник приобрёл характер развлечения, к сожалению, он потихоньку уходит в небытие. Очень важно сохранить Коляды, ведь записана в них многовековая память далёких предков, возможность услышать их через завесу времени.
© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2022
Владимир ХВОРОВ, администратор
Фото автора.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.