В Слуцке открылась выставка Галины Левиной

Сегодня работники Слуцкого районного центра народного творчества приняли участие в открытии выставки Галины Левиной «Город написан шагами. Обратная перспектива», которая открылась в Галерее искусств им. В.С. Садина Слуцкого краеведческого музея. Встреча с творчеством знаменитого архитектора Беларуси приоткрыла новые страницы разносторонней деятельности Галины Леонидовны.

Несмотря на то, что Галина Левина – человек в Беларуси известный, в Слуцке знают её пока не многие. В августе прошлого года в Слуцкой галерее искусств открылись две выставки, посвящённые её отцу архитектору Леониду Левину: «Война и Любовь» и «Философия творчества». Первая рассказала про военную переписку между родителями Левина. А вторая – про творчество самого Леонида Менделевича. Также известно, что проект Слуцкого лапидария, который будет расположен в иудейской части Слуцкого кладбища на улице 14 Партизан, создала творческая мастерская известного архитектора Леонида Левина, которую теперь возглавляет его дочь.

Галина Леонидовна Левина родилась 7 июня 1963 в г. Минске. Её отец Леонид Левин (1936–2014) известен как один из авторов мемориала «Хатынь» и множества других значимых объектов. Он же спроектировал памятник жертвам Слуцкого гетто. Мать Наталья Афанасьева тоже архитектор. В 1985 году Галина окончила Белорусский политехнический институт. С 1985 года работала в Белорусском проектно-реставрационном институте, а с 1998 года является директором и главным архитектором проектов «Леоле». После смерти отца руководит его творческой мастерской.

Галина Леонидовна – действующий архитектор. Она – научный руководитель проекта реконструкции Лошицкого усадебного дома (до 2007), автор первого в республике мемориального комплекса – аллеи Праведников Народов Мира в Бобруйске, здания первой Синагоги в современной Беларуси, автор и соавтор уникальных объектов архитектурного и монументального искусства, лауреат Государственной премии Республики Беларусь (2003). Её профессионализм подтверждён появлением в республике десятков объектов, удостоенных высоких наград. Сегодня она с гордостью говорит о том, что её учителем в профессии и жизни был отец, Леонид Левин, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской и Государственных премий. Галина Леонидовна очень много делает для сохранения памяти отца, выступает с лекциями, печатается в СМИ, продолжает вести дела в творческой мастерской. Ей удалось создать ряд действующих международных проектов памяти узников минских и белорусских гетто (1941–1944), с успехом прошли и её персональные художественные выставки «Из Мира – в Мир», «Город написан шагами» и др.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  «Ячаўскія вячоркі» – лауреаты III степени «Двенадцати ключей»

Основные работы (все в соавторстве): в Минске – памятник жертвам минского гетто «Яма», вторая очередь административного здания Международного образовательного центра (обе 2000), административное здание Консульского отдела посольства Германии (2003), реконструкция братской могилы на проспекте Дзержинского (2013); мемориальный комплекс «Дети – жертвы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» в деревне Красный Берег Жлобинского района (2006); «Аллея Праведников народов мира» (2005) и мемориал узникам бобруйского гетто (оба г. Бобруйск, 2008), мемориал жертвам Холокоста в г. Глуск (2010); реконструкция и благоустройство площади Давида в Давид-Городке Столинского района (2000), реконструкция здания синагоги по ул. Кропоткина в Минске (2004). Автор проектов реконструкции памятников архитектуры XVIII–XIX веков в Минске, Воложине, Полоцке и др. городах.

Галина Левина необычайно яркий и творческий человек. Ведущей вопросы культуры как в Союзе белорусских еврейских организаций и общин, так и в Исторической мастерской Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау, ей удалось создать ряд международных проектов, программ, пленэров, а в исторической мастерской с успехом прошли её авторские выставки, молодёжный форум «Красный Берег – детская Хатынь».

Выставка «Город написан шагами. Обратная перспектива» впервые открылась в выставочном зале музея «Пространство Хаима Сутина» в Смиловичах в 2019 году. Потом выставка демонстрировалась в Копыле, Вилейке, и теперь – в Слуцке.

«Город написан шагами» – строка из лирики Галины Левиной. Да, да! Она ещё и стихи пишет! Почти 30 лет из года в год по долгу работы архитектора, оказываясь в различных городах – Витебске, Вильнюсе, Слониме, Глуске – она зарисовывала поразившие её пейзажи, дома, улицы, строения. Рисунки карандашом, тушью, пером, фломастерами, пастелью сначала носили чисто служебный характер, но впоследствии стали бесценными графическими миниатюрами, свидетельствами и даже художественными документами стирающего человеческие творения времени.

Всего в архиве Галины Левиной скопилось более 600 таких городских и местечковых зарисовок, которые она решилась выставлять совсем недавно. Сегодня во время компьютерных программ – это раритет. Эти рисунки от руки – вдумчивые, экспериментальные и, главное, очень личные, – самая душевная, интимная и мистическая часть работы архитектора.

Это не просто зарисовки построек прошлого, но ещё и размышления о современной архитектуре, о том, как, не копируя архитектурные приёмы прошлого, создавать в городах мизансцены, которые по своей визуальной интриге были бы достойны лучших исторических образцов.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Мастера Случчины на «Несвижской фортеции-2022»

Рисунки и живопись на стенах зала – словно окна в разные микро- и макромиры.

Вот что рассказала Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея, искусствовед, куратор выставки.

***

Эта выставка, как ни что другое подходит к теме Года исторической памяти.

То, что выставку задумал именно архитектор, понятно сразу. Такой подход выявляет множество неожиданных смысловых слоёв. Рядом оказываются рисунки, разорванные временем, темой, масштабом, стилем исполнения – и величиной с открытку, и крошечные «почеркушки» тушью и законченные пастели.

Рисунки и живопись на стенах зала – словно окна в разные микро- и макромиры.

В эту камерную экспозицию из более 600 рисунков в первую очередь были включены лишь немногие самые яркие графические высказывания, иллюстрирующие профессиональные наблюдении форм местной архитектуры, – «квинтэссенции» авторского стиля Левиной.

Галина Левина – человек в Беларуси известный и как действующий архитектор, и как принципиальный архитектор-реставратор и как общественный деятель, пропагандист еврейской культуры Беларуси. Она – признанный лидер новой волны в белорусской архитектуре.

Узнаваемый почерк Галины Левиной несёт в себе ясно читаемые отсылки к традициям классической архитектуры, творчески, с глубочайшим уважением и тактом воспринятые и переработанные ею. Её профессионализм подтверждён десятками объектов, удостоенных многих профессиональных наград. Но свою графику показывать на выставках она решилась недавно.

Путь Галины Левиной с детства связан с графикой. Одна из первых усвоенных от знаменитого отца – автора мемориала «Хатынь», одного из немногих лауреатов Ленинских премий в Советской Беларуси, привычек быстрого рисования с натуры – приобретённый профессиональный навык архитекторов старой школы («рисуя архитектуру, её познаешь») – демонстрирует, как личная графическая интуиция сопряжена с архитектурной.

Карандаши, пастель тушь, фломастер, блокнот стали непременными спутниками её путешествий по Беларуси и странам ближнего и дальнего зарубежья.

Рисунки Галины Левиной на этой выставке выполнены в разное время и в разных уголках Беларуси. Действительно, её города «написаны шагами», они буквально «выхожены» и «впитаны» автором. Именно там, на натуре, она заразилась вирусом – ни с чем несравнимым удовольствием от процесса рисования и познавания сути и особой ауры белорусских городов и местечек.

Рисунки от руки – вдумчивые, экспериментальные и, главное, очень личные, – самая душевная, интимная и мистическая часть работы архитектора. Это не просто зарисовки построек прошлого, но ещё размышления о современной архитектуре.

Левина рисует архитектурные пейзажи и «портреты» зданий, которые ценны своей документальностью. Многие из запечатлённых местечковых пейзажей уже безвозвратно утеряны и остались только на зарисовках.

Их обаяние – не только в оригинальной форме, фактуре, динамике, умении увидеть необычную деталь, настроение; передать ощущение пространства, но и выразить эмоциональный смысл изображённого.
Самыми любимыми среди них она называет наброски из блокнота, изображающие непритязательные мотивы – улицу в Глуске, крестьянский огородик, пасущихся коз в Смиловичах, старую синагогу в Слониме, домик бабы Зины в Мире. Кому-то придётся по душе яркость вильнюсских улиц, лирические наброски Минска и Витебска. Ну как не влюбиться в эти мастерски выполненные графические миниатюры, поэтичные наброски, пронизанные грустью и щемящей ностальгией?

Сегодня рисунок архитектора постепенно становится раритетом уже в силу своей полной «ненужности» в современной проектной работе, с репрезентациями которой успешно справляются компьютерные графические программы. Вместе с натурными рисунками уходит целая эпоха, когда архитекторы ездили по миру с мольбертом и карандашом в руках и, возвращаясь на родину, обычно показывали коллегам свою нарисованную «добычу». Но времена меняются. Сейчас архитектурный рисунок считается полноценным и самостоятельным видом искусства. Его начали собирать не только ценители графики, но крупные музеи: Музей МОМА, Музей архитектурного рисунка. В Беларуси такие выставки – редкость. Надеемся, что пока.

***

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Культурной столицей Беларуси в 2023 году станет г. Слуцк

Галина Левина никогда не рисовала Слуцк. В её коллекции нет зарисовок зданий и улиц нашего старинного города. Что же подарить Слуцку? Эпштейн Иегуда Меир (1870–1945) родился в Слуцке, учился в Венской академии художеств, там и жил долгие годы. Немного подумав и поколдовав над зарисовками из Вены, Галина Леонидовна подарила Слуцкой галерее искусств рисунок с видом на одну из улочек Вены с воображаемым окном Иегуды Эпштейна, со ставнями, якобы напоминающими ему Слуцк. А само окно обозначила голубым цветом. Очень трогательно получилось…

Выставка «Город написан шагами. Обратная перспектива» продлится до конца марта 2022 года в Галерее искусств им. В.С. Садина по ул. Копыльская д. 2.

© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2022
Владимир ХВОРОВ, администратор
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.