Когда мы говорим об Афганской войне в постсоветском обществе, подразумевается период присутствия Советских войск в Демократической Республике Афганистан и участия в боевых действиях против формирований вооружённой оппозиции с 1979 по 1989 год.
Об этой войне много рассказано и написано. Вспомним лишь основные даты. К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря министр обороны СССР Д.Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств». Утром 25 декабря 1979 года первым на территорию ДРА был переправлен 781-й отдельный разведывательный батальон 108 мсд.
Через 9 лет 1 месяц и 18 дней, 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным воинским контингентом генерал-лейтенант Б.В. Громов. По официальной версии, он последним перешёл пограничную реку Амударья в районе г. Термез и заявил: «За моей спиной не осталось ни одного советского солдата».
Недавно Владимир Бойко опубликовал на своей странице в соцсети «Одноклассники» несколько снимков с открытия 18 октября 1996 года памятника воинам-землякам, погибшим в Афганистане, и рассказал то, что помнил об истории появления этого памятника. Рассказ дополнили другие участники событий.
Идея установки памятника возникла в ходе одной из встреч с Валентином Романовичем Ситником. В то время он занимал должность первого заместителя председателя Слуцкого горисполкома и курировал вопросы социальной сферы, а председателем был Александр Алексеевич Сайко. Начинающие предприниматели Владимир Бойко, Сергей Гиль, Николай Конов и «афганец» Сергей Горгун в разговоре высказали пожелание об увековечении памяти погибших земляков, воинов-афганцев. Как известно, Валентин Романович в январе 1987 года возглавил особый отдел дважды Краснознаменной, ордена Александра Невского 108-й мотострелковой дивизии, штаб которой находился в Баграме. О войне в Афганистане знает не понаслышке. Разумеется, он поддержал инициативу ребят. «Цветы и памятники нужны живым», – в этом Валентин Ситник абсолютно уверен, подразумевая патриотическое воспитание.
По воспоминаниям Валентина Романовича, были даны поручения отделу архитектуры и строительства который возглавлял Владимир Дмитриченко: подготовить проект памятника и выбрать место для его установки. Мест предлагалось несколько, начиная с площади у железнодорожного вокзала. Однако окончательно утверждено именно это – у перекрёстка улиц имени Ленина и 14-ти Партизан. Решающую роль сыграло то, что здесь памятник будет находиться по ходу движения колонны демонстрантов к Мемориальному комплексу на городском кладбище. Это будет удобно для возложения венков и цветов во время различных городских мероприятий. Над проектом работал архитектор Виктор Воронов, который работал в Слуцком филиале ПИПК «Минсксельстройпроект».
Многие организационные вопросы было поручено решать недавно созданному отделу молодёжи в лице Владимира Шпаковского. Сейчас он, предположительно, работает в Администрации Президента Республики Беларусь.
В то время исполнительная власть в городе и районе не была единой, как сейчас, и Слуцкий райисполком отказался участвовать в реализации этого проекта. Зато идею поддержали воины-афганцы. Бывший председатель районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Василий Дмитриевич Белоусов вспоминал, что был организован сбор средств, и «афганцы» собрали не малую сумму. Активно включились в работу Сергей Горгун, Александр Курлович, Анатолий Осадчий, другие «афганцы». Основные же расходы легли на горисполком.
Гранитный камень для памятника был доставлен случчанами Василием Алешкевичем и Николаем Нагорным из украинского карьера под г. Володарском-Волынским. Приобретение доставку и установку оплатили коммерческие фирмы ООО «Азалия» (Владимир Бойко, Николай Конов) и ООО «Фаворит» (Сергей Гиль).
В огромный валун была врезана развёрнутая книга из чёрного полированного гранита, как олицетворение Книги Памяти. На правой стороне надпись «Афганистан горит в моей душе» и изображение чёрного тюльпана. «Чёрный тюльпан» – так называли советский самолёт Ан-12, увозивший тела погибших советских военнослужащих (груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны. На левой стороне список десяти воинов, погибших в Афганистане. Вот эти имена.
АНТОНОВ Владимир Васильевич, прапорщик, командир взвода артиллерийского дивизиона.
АРТИХОВИЧ Николай Николаевич, лейтенант, начальник вещевой службы.
БАХТОВ Алексей Владленович, старший лейтенант, офицер командного пункта с центрально-боевым управлением.
ВАЩЕБРОВИЧ Александр Иванович, рядовой, пулемётчик.
ИВАНКОВИЧ Сергей Николаевич, старший лейтенант, заместитель командира роты по политчасти.
КОЛЕСНИКОВ Пётр Иванович, полковник, начальник соединения противовоздушной защиты.
КАНДЫБОВИЧ Николай Николаевич, рядовой, стрелок-гранатомётчик.
ФИЛИПОВИЧ Сергей Анатольевич, рядовой, водитель.
ХОМЕНОК Анатолий Владимирович, младший сержант, наводчик миномётов.
ХАРИТОНОВ Владимир Александрович, прапорщик, инструктор группы специального назначения.
Большинство родом из Слуцка и Слуцкого района или уроженцы других мест, но захоронены на нашей земле. Есть и те, кто родился и захоронен в других местах бывшего СССР, но здесь живут их родители.
Несколько лет назад на памятнике появилось ещё одно – одиннадцатое имя. Он уехал на войну из воинской части, дислоцировавшейся в Слуцке. Это – старший прапорщик РЫЖАНУШКИН Валерий Прокофьевич.
Вдоль дорожек, ведущих к памятнику, высажены рябины по количеству погибших на чужой земле.
Открытие памятника, по словам Валентина Ситникика, не было приурочено к какой-то дате, связанной с событиями в Афганистане. Это был обычный осенний день, пятница. В те времена практики привязки к датам ещё не было – сделали памятник и открыли.
Хотя, возможно, это было сделано на волне второго в истории независимой Беларуси референдума, который был проведён 24 ноября 1996 года. Как говорится, вдогонку. Тогда президент Александр Лукашенко инициировал несколько вопросов:
– О переносе Дня независимости на 3 июля – День освобождения города Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне;
– О внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных президентом);
– О введении свободной без ограничений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения;
– Об отмене смертной казни.
Газета «Слуцкий край» в то время писала, что памятник открывали подполковник А.В. Тышкевич, первый заместитель председателя горисполкома В.Р. Ситник, председатель слуцкого Совета воинов-интернационалистов А.Н. Осадчий и мать одного из погибших воинов А.В. Иванкович.
Только после выхода Указа Президента Республики Беларусь 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» в нашей стране стали официально отмечать 15 февраля День памяти воинов-интернационалистов. В связи с этим стали иначе называть и памятник – памятным знаком воинам-интернационалистам. Валентин Романович с этим не согласен. Всё же памятник ставили именно ребятам, погибшим в Афганистане, о чём свидетельствует и та самая надпись: «Афганистан горит в моей душе». Не Лаос, Камбоджа или Сирия, а именно Афганистан. Да и нет на Случчине погибших интернационалистов в других странах – только в Афганистане.
В феврале 2013 года возле памятника воинам-интернационалистам по улице 14-ти Партизан был установлен ещё один памятный знак – боевая машина десанта (БМД). Для детворы она стала одним из излюбленных мест игр. Нужна ли была она там – вопрос спорный. Одни говорят – да, другим, в том числе и Валентину Ситнику – не нравится.
Такова история этого памятника.
По рассказу Валентина Ситника, возглавлявшего в то время областную ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», после Слуцка памятники «афганцам» стали устанавливать в других городах Минщины – Солигорске, Любани, Марьиной Горке…
***
Сколько лет прошло, а некоторые до сих пор день 15 февраля ошибочно называют «Днём Афганца». Нет, это не праздник. Это день памяти и скорби, когда мы вспоминаем погибших на чужой земле во имя нашей Родины.
Владимир ХВОРОВ, администратор
Фото автора. Архивные фото – Владимир Бойко.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.