В Минске прошёл мастер-класс по росписи пасхальных яиц – писанок

Сегодня в художественной галерее Минского областного центра народного творчества прошёл мастер-класс по росписи пасхальных яиц – писанок. Занятие провела известный исследователь традиционного белорусского искусства, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» Ирина Васильевна Мазюк.

Она эксперт в области исследования и охраны традиционного искусства Беларуси, участвует в подготовке объектов декоративно-прикладного искусства до включения в Государственный список нематериального культурного наследия Республики Беларусь.

Ирина Мазюк сама по старинке раскрашивает каждое яйцо вручную, стараясь ни на шаг не отступать от многовековых традиций, которые кропотливо восстанавливает, колеся по деревням и уговаривая 80-летних бабушек дать ей мастер-классы.

– К сожалению, белорусская пасхальная роспись – тема практически не исследованная, – сетует Ирина Васильевна. – Ей посвящён только один документальный фильм, пару научных статей – и всё. А ведь через пару лет – и расспрашивать уже будет некого…

Ещё будучи младшей школьницей Ирина Васильевна, а тогда просто Ира из Хрисы, небольшой деревеньки в Березовском районе, наловчилась делать драпанки, выцарапывая ножницами на прокрашенной скорлупе незамысловатые фигурки – круги, треугольники, ромбы. Уже потом, всерьёз занявшись этой темой, она узнала, что шкрабанка – это одна из главных пасхальных техник наравне с крашенкой, писанкой и малоизученной терти.

– Традиционное красное яйцо, которое мы обычно видим на Пасху, – это крашенка, – объясняет разницу Ирина Васильевна. – Её опознавательный знак – ровный однородный цвет и отсутствие каких-либо узоров. В отличие от писанки, на которую, прежде чем отправить яйцо в варку, наносили рисунок горячим воском, который потом соскребали, получая аккуратный и чёткий белый узор на цветном фоне.

Но если мастеров по крашенке и писанке в нашей стране не так уж и мало, то вот тех, кто бы в совершенстве владел самой старинной техникой – терти – увы, уже не осталось. По словам мастера, главная её премудрость заключалась в том, что яйцо перед варкой натирали воском, благодаря чему оно покрывалось красивыми волнистыми разводами. Но как это выглядело на деле, сегодня можно только догадываться.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Мы сёння песняю вас вітаем

– А вообще, в каждом регионе была своя изюминка, – рассказывает Ирина Васильевна. – К примеру, в некоторых деревнях Малоритского района перед тем, как опустить яйцо в кастрюлю, его обматывали шнурами. Когда я попросила одну из местных мастериц показать мне, как это было, она так ловко обвила его бечевой, что после варки на одной его стороне получился белый крест, а на другой – цветок.

На мероприятии побывали специалисты Слуцкого районного центра народного творчества: заведующий Лучниковским центром культуры Вероника Кузьмицкая и его культорганизатор Ольга Тарасевич. Мастер-класс очень понравился нашим мастерам из Лучников.

Отметим, что мастера Квасыничского центра ремёсел нашего центра в совершенстве владеют техникой росписи пасхальных яиц и ежегодно проводят аналогичные мастер-классы для всех желающих, как у себя в центре, так и на выезде.

© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2022

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.