Седьмого июля православные христиане отмечают великий праздник – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и посвящён он рождению пророка Иоанна Крестителя – отсюда сокращённое наименование: «Рождество Иоанна Предтечи». А ещё 7 июля известно как Иванов день, праздник Иван Купала, Иван Купальник. И хотя языческие обряды этого дня Церковь всегда осуждала, между народным названием и церковным явная связь: в греческом языке, который подарил нам многие церковные термины, «креститель, купатель и погружатель» – это все одно и то же.
В рамках творческого марафона сельской культуры «Няхай салютам свята будзе крыніц музычных чысціня» Государственное учреждение культуры «Слуцкий районный центр народного творчества» провело народный праздник «Купалье» в д. Лесуны Слуцкого района.
Участники коллективов любительского художественного творчества Кировского, Козловичского, Квасыничского домов культуры, Клепчанского, Исернского, Болотчицкого сельских клубов подготовили праздник, который начался шествием с символами праздника Ивана Купалы. Девушки плели венки для гадания, проводили сюжетные игры и викторины о целебных травах. Гости праздника водили хороводы, прыгали через костёр. Их угощали фиточаем, ухой и кашей. Всё это сопровождалось песнями народных коллективов Слутчины.
Окунёмся немного в историю языческого праздника Ивана Купалы. Купальская обрядность была связана с двумя природными стихиями – огнём и водой, которые в мифологическом сознании народа осмысливались неразрывно как брат и сестра. Не случайно повсеместно в Иванову ночь костры разжигались по берегам рек. Для их разжигания использовали «живой огонь», получаемый путём трения. У купальских костров собиралась молодёжь и разворачивались гулянья. Чтобы приобрести удачу и крепкое здоровье, девушки и парни поодиночке или парами прыгали через купальский огонь. В костёр бросали рубашку больного ребёнка, чтобы вместе с ней сгорела его болезнь, матери проносили над костром детей в надежде на его целебную и очистительную силу. Пепел от купальских костров рассеивали по хлебным полям и огородам.
Празднование Ивана Купалы всюду сопровождалось омовением водой, массовым купанием людей в реках, озёрах, святых источниках, мытьём в банях, умыванием росой. Широко был распространён обычай обливания водой или жидкой грязью, парни обливали нарядно одетых девушек и наоборот, доставалось и другим встречным, щадили только детей и стариков.
Существовало поверье, что в Иванову ночь особую магическую силу имеют травы, благотворно влияющие на людей, и те стремились эту силу использовать. В народе говорили, что в купальскую ночь расцветает даже папоротник, а травянистые растения и цветы переговариваются между собой и открывают свои целебные тайны. Ивановские травы собирали и использовали для лечения людей и домашнего скота. С их помощью избавляли от бессонницы и тоски, из них плели венки и заготавливали банные веники, по ним ворожили и использовали в любовной магии, уберегали дома от пожара и воров. Травами отпугивали нечистую силу, которая, по поверью, особенно активизируется в самую короткую купальскую ночь.
Канун Ивана Купалы – день Аграфены Купальницы – считался началом купального сезон в открытых водоёмах, сенокоса и сбора лекарственных трав.
© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2022
Светлана ГУРИНОВИЧ, режиссёр
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.