Соломоплетение Беларуси включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Соломоплетение Беларуси включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, сообщает сайт Министерства культуры Республики Беларусь.

1 декабря 2022 г. на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО принято решение о включении белорусской номинации «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Номинация подготовлена в 2020 – 2021 гг. при финансовой и организационной поддержке Министерства культуры Республики Беларусь.

Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов.

Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрёл новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов.

В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Начало использования восточными славянами соломы, как материала для плетения, относится к периоду расширения земледелия на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Это ремесло ведёт свои истоки от стародавних обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия.

Пластичность и художественный потенциал соломки любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного искусства. Предки белорусов считали его эквивалентом золота, а потому без сомнения могли использовать его на роскошном церковном убранстве, например, на царских вратах – главных вратах иконостаса в православном храме.

В конце XVIII – первой трети XIX века на Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Известно два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один – в Гродненском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. Прямых аналогов этим художественным произведениям не выявлено. Царские врата из иконостасов полесских церквей – это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  К 130-й годовщине со дня рождения Павла Гутковского

В первой половине ХХ века соломоплетение имело широкое применение повсеместно. Соломенные вещи продавались на рынках, пользуясь спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера.

С 1960 – 1980-х гг. соломоплетение в Беларуси приобрело вторую жизнь. В этот период развитие, популярность и известность белорусского соломоплетения за пределами республики обусловили несколько факторов.

Во-первых, освоение и выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий из соломы на созданных фабриках художественных промыслов в г. Бресте, г. Могилеве, г. Чечерске.

Во-вторых, расширение приёмов выразительности соломоплетения, создание жанра декоративной анималистической скульптуры в творчестве ярких мастеров – Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Ларисы Лось, Лидии Главацкой, Тамары Павловской.

Значительную роль в развитии современного соломоплетения в Беларуси имела музеефикация и реставрация уникальных произведений прошлого – соломенных царских ворот из иконостасов сельских церквей на Полесье начала XIX века, патронат народных мастеров Союзом художественным фондом БССР в 1970–1980-е годы, выставочная деятельность на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

К концу ХХ века произошёл настоящий расцвет белорусского соломоплетения, изменились её характер и стилистика.

В 2003 и 2005 годах в г. Минске проведены международные фестивали искусства соломки в Минске.

В 2019 году по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено и зафиксировано современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси.

Результаты этой масштабной работы показали, что в 85 регионах Республики Беларусь носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почётное звание «Народный мастер Беларуси», представляющие данное ремесло на высоком художественном уровне.

Справочно: Среди мастеров преобладают женщины. Мужчины в основном практикуют создание традиционных изделий в технике спирального плетения: ёмкостей больших объёмов, мужских головных уборов, ритуальных рождественских масок, соломенной пластики и прочее. Более 100 мастеров работают в учреждениях культуры: домах ремёсел и центрах народного творчества. Около 50 мастеров преподают в учреждениях образования. Некоторые мастера работают индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, владельцами усадеб. Свои изделия из соломы они предлагают на ярмарках, фестивалях, выставках, в магазинах народных промыслов и сувениров.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Программа «Існасць» выпустила фильм об одной из святынь Случчины

Соломоплетение является важной частью белорусской культуры и искусства, оно отражает все перипетии социальной истории народа, его характер, ментальные и духовные предпочтения. Данная практика имеет выразительный экологический контекст. Для своих целей мастера используют исключительно природный материал, который добывается традиционными методами. Длинные стебли ржи или пшеницы вырезают вручную, серпом, чтобы сохранить их качество и эластичность, а также колористические особенности.

Культурная ценность элемента характеризуется разнообразием видов применения материала и приёмов ремесла, форм изделий. Различают четыре основных вида художественной обработки соломки: спиральное плетение, плетение прямых и объёмных плетёнок, соломенная пластика (аппликация), конструирование из соломин («пауки»). В художественном соломоплетении используется широкий диапазон технологических приёмов: применение витых и плоских плетёнок, ромбических вставок, жгутиков, косых срезов, различные переплетения плоских соломинок, формирование объёмных фигуративных изделий на специальном каркасе, спиральное плетение из соломенных жгутов, стянутых ивовой оплёткой или шпагатом, и иные приёмы обработки соломы и формирования изделий, дающие возможность добиваться обилия форм и чрезвычайной декоративности произведений.

Лялькі Наталлі Гарбацэвіч, майстра Квасыніцкага цэнтра рамёстваў
Лялькі Наталлі Гарбацэвіч, майстра Квасыніцкага цэнтра рамёстваў

В целях популяризации белорусского наследия на международном уровне Министерством культуры совместно с Белорусским университетом культуры и искусств в течение 2020 года подготовлена номинация по элементу нематериального историко-культурного наследия «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения», которая в марте 2021 года была представлена в Секретариат Конвенции по охране нематериального культурного наследия.

Соломоплетение – выразительный феномен белорусской культуры, а его сохранение и развитие – одним из приоритетных направлений деятельности по охране наследия. На законодательном уровне в Беларуси принципы сохранения и создания условий для развития и передачи потомкам традиций народных художественных ремёсел определены Кодексом Республики Беларусь о культуре, регламентирована деятельность ремесленников и ремесленных объединений, обеспечена защита их прав и определенных преференций, включая налоговые льготы и возможности различных поощрений (присуждения звания «Народный мастер» или авторских наград).

Художественные практики соломоплетения являются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передачи знаний о технологии обработки материала, преемственности его художественных традиций.

По всей стране действует сеть образовательных и культурных учреждений для детей и взрослых, осуществляющих обучение соломоплетению. Проводятся выставки и фестивали ремёсел и народного творчества, в том числе конкурсы по соломоплетению в рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. Соломоплетения изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусства, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, других учебных заведениях страны.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Сегодня Случчина празднует День Победы

Государственные музеи приобретают произведения мастеров соломоплетения и формируют музейные коллекции. Наиболее значительные коллекции изделий из соломки экспонируются в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Музее древнебелорусской культуры, крупных региональных музеях.

Национальная академия наук Беларуси, кафедры этнологии и фольклора ведущих вузов страны, а также региональные центры фольклора занимаются идентификацией, изучением и продвижением соломоплетения.

Белорусская соломка стала пятым национальным элементом в списках Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (наряду с рождественским обрядом «Колядные цари» в д. Семежево, торжеством в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» в г. Будслав район Минской области, весенним обрядом «Юрьевский хоровод» в д. Погост в Гомельской области и культурой лесного бортничества Беларуси на примере Лельчицкого района Гомельской области.

© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2022
По материалам Министерства культуры Республики Беларусь

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.