Из истории слуцкой батлейки

Зарождение батлеечного ли вертепного театра в Беларуси относится к концу XVI века. Возникновение связано с рождественскими праздниками. Название происходит от города Вифлеем (лат. Bethleem). Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, поэтому почитается христианами как второй по святости после Иерусалима.

На территорию Беларуси батлейка попала из Польши и Украины. Организаторами зрелищ обычно были монахи католических орденов или ученики коллегий. Распространению батлейки также способствовали бродячие семинаристы, которые вносили в репертуар сюжеты школьного театра. Вскоре батлейку от церковников переняли мещане и крестьяне – театр стал народным.

До XIX века в репертуаре батлейки преобладала религиозная тематика. Вертепные представления проводились в деревянном ящике (вертепе) статичными или подвижными куклами. Сначала ящик был одноэтажным, потом – двухэтажным.

Действия кукол сопровождались стихотворными диалогами и песнями. В представлениях, приуроченных к рождественским праздникам, показывались библейские сцены Рождества Христа, поклонения Ему пастухов и королей-волхвов, преследуемых жестоким царём Иродом, убийцей всех невинных Вифлеемских младенцев. В репертуар вертепа, рядом с религиозной пьесой «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимилиан» входили также жанровые сцены «Матвей да лекарь», «Антон по сказке да Антониха», «Берка-трактирщик», «Цыган да цыганка», «Ванька малый», «Паныч» и другие, насыщенные социальной сатирой.

Постепенно, становясь достоянием народа, батлейка активно обращается к народно-комедийным, светским по характеру постановкам и широко распространяется по всей Беларуси: в городах, местечках и деревнях. Показы происходили в домах, в тавернах, на улицах, на самых людных местах и площадях. Они сопровождались музыкой. Чаще всего усердствовали скрипка и бубен. Занятие это было семейным и передавалось из поколения в поколение.

Батлейщики прежде всего решали задачу развлечения людей, но этим не ограничивались. Они сознательно высмеивали некоторые отрицательные общественные явления и создавали образы известных социальных типов.

Рассказывая об истории батлейки, нельзя не остановиться на Слуцкой батлейке, которая, просуществовала дольше остальных, вплоть до середины ХХ века.

У нас батлеечный театр имел форму ящика на лёгких ножках (паннах), руководили им два человека – хозяин и его помощник, которые и говорили во время колядования своими голосами за кукол. Вертеп обычно сопровождался многочисленной молодёжью и довольно уже взрослой, принимавшей участие в исполнении как религиозных кантов, так и различных других песен, а также батлеечного текста, который был довольно реалистичен, отчего дело временами кончалось плохо между отдельными участниками.

В истории описания слуцкой батлейки есть интересные страницы, отличающиеся многокрасочностью и временным колоритом. К их числу относятся мемуарные записи «Успаміны пра Слуцк» барона Карола Стахеля, изданные на польском языке в Гнезне в начале ХХ века. Карол Стахель был выпускником Академии Генерального Штаба в Санкт Петербурге, профессиональный военный и этнограф-любитель. Вот, как он описывал вертеп в Слуцке.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Детсадовцы познакомились с традициями празднования Щедреца

«На маленькой улочке в Слуцке жил сапожник Болбут, который во время празднования Рождества ходил по городу с “вертепом или ясельками”. Это была большая церковь, выклеенная цветной бумагой, изнутри освещённая восковыми свечами. Носили её несколько человек.
Батлейка Болбута имела два этажа. На верхнем располагались куклы, представлявшие Рождество Христово. Первыми во время праздничных показов здесь являлись пастухи и отдавали поклон рождённому ребёнку, затем такой же ритуал выполняли три короля (волхвы). При этом пелись песни.
Потом шло представление на нижнем этаже. Прежде всего показывался царь Ирод, который отдавал приказ убить младенцев. Потом Рахиль оплакивала своих детей. Потом выходил казак.
Следующим выходил еврей. Хвастался своим сокровищем, но являлся дьявол и за грехи и ростовщичество тащил богача в ад.
На сцену выходил Фёдор с Острова («Chwiedor Z Ostrowia»), предместья Слуцка, который объелся кутьёй и из-за этого был очень болен. За лечение брался знахарь: ставил больному кувшин на живот, потом разбивал его.
Болбут имел с вертепа значительный доход, а “дети, как малые, так и большие, много радости”».

Представление сцен батлейки происходило под аккомпанемент остроумных, специально сочинённых песен.

Вот ещё известные факты о слуцкой батлейке Болбута.

В XIX веке жил в предместье Слуцка сапожник Болбут, человек обыкновенный и чуточку чудак. Он притащил однажды борону и заволок её на дерево, которое росло возле дома. Весной на этой бороне аисты свили гнездо и поселились. Это событие притягивало всех детей, и когда их собиралось много, сапожник вёл их в дом, где была сцена с ящиком, сундук с куклами и зрительный зал – своеобразный театр. Представления были самые разные: от сказок и легенд до злободневных жизненных тем.

Батлейка Болбута имела два этажа. На верхнем располагались куклы, представлявшие Рождество Христово, на нижнем представление устраивали прототипы обычных людей, живших в Слуцке: еврей, цыган, казак, шляхтич, мужик, крестьянская женщина, дьявол – всего 22 персонажа. Во время Рождества точнее 13 января вертеп Болбута путешествовал по Слуцку и приносил значительный доход. Представления устраивались под аккомпанемент скрипки и бубна.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Прошёл семинар-практикум для мастеров по вышивке

Сапожник очень переживал, что не имел учеников и последователей. Но наконец такой человек нашёлся. Им стал Никифор Дыла – дядя известного писателя и государственного деятеля Иосифа Дылы. В вертепе Никифора Дылы показывались сцены народной жизни, высмеивались некоторые общественные явления, за что батлеечника часто арестовывали. Тогда представление давала его дочь Наталка. Наталья Никифоровна передала куклы своего отца Государственному художественному музею БССР (сейчас – Национальный художественный музей Республики Беларусь).

В Беларуси Слуцкая батлейка просуществовала дольше всех остальных – до середины XX века. Последнее вертепное представление на Случчине записано в 1962 году в д. Белевичи. В этом году был снят научно-исследовательский фильм «Старажытны беларускi народны тэатр». Архивный документ от 22 января 1961 года: «Загад па Інстытуту мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору АН БССР № 10-а. Камандзіраваць у в. Бялевічы Слуцкага району аспіранта Міско Сцяпана Міхайлавіча для запісу тэкста і музыкі батлейкі ад жыхара даннай вёскі Дудара Сямёна Васільевіча, а таксама для дамаўлення аб аднаўленні батлейкі».

Известно, что для создания фильма пришлось восстанавливать батлейку. Взялся за это Семён Дудар. Он подробно расписал сценарий народной драмы «Царь Максимилиан», рассказал о необходимых деталях по декорациям и о том, какая должна быть одежда у артистов. Именно он сообщил белорусскому этнографу Константину Кабашникову, посетившему деревню Белевичи в 1960 году, что в последний раз пьесу «Царь Максимилиан» в его местности ставили в начале 1930-х, в то время она была приурочена «к Калядам».

Известно, что сам Семен Дудар родился в 1890 году. Между деревней Лядно и Белевичами – была когда-то деревенька Леоново. Её можно найти на старых картах. Оттуда он родом. Как вспоминают старики, батлейку он ставил ещё в своей деревне. Как раз тогда, по запискам Семена Дудара, в последние разы в этой местности ставили «Царя Максимилиана».

Раиса КЕРНОЖИЦКАЯ, руководитель этнографично-театрального коллектива «Калаўрот»
ГУК «Слуцкий городской Центр традиционной культуры»

Сюжет о батлейке с 11:52.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Фестиваль любительского театрального искусства пройдёт в Слуцке