Сегодня Католический праздник святой Варвары (Saint Barbara`s Day). Считается, что христианская великомученица святая Варвара (Барбара) Илиопольская умерла в 306 году. За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Так же к ней обращаются при угрозе от огня, молний и пожаров. Она считается покровительницей сапёров, пожарных, архитекторов, каменщиков, горняков (шахтёров), звонарей, морской пехоты и артиллеристов.
В католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников. В православной церкви её память совершается 17 декабря (4 декабря по старому стилю), в католической церкви – 4 декабря.
В честь святой Варвары названы многие географические пункты. Например, город Санта-Барбара, в котором проходили действия в одноимённом 2137-серийном сериале. Также есть астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.
Подробное житие святой можно найти в различных источниках, например на сайте «Православная энциклопедия» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кратко же его можно изложить так.
Родилась Варвара в городе Илиополе Финикийском в семье знатного и богатого язычника Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, отец велел построить в своём имении высокую башню, где её и поселил. Когда настало время, Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака.
Отец, решив повременить с её замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обручёнными женщинами, она изменит своё отношение к браку.
Обстоятельства обращения Варвары в христианство остаются неясными. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. Вероятно, так и случилось: пока отец отсутствовал, Варвара стала христианкой.
По возвращении Диоскор узнал, что его дочь приняла христианство и решил жестоко наказать её за это. Отец изуверски избил Варвару и, заперев в тёмной хижине, послал гонца к игемону Маркиану с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа.
Однако Варвара выдержала пытку, и Маркиан велел бросить её в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил её от ран. Утром правитель приказал привести её на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что её исцелили языческие боги, но Варвара мужественно отвечала, что её исцелил Христос.
Потом к Варваре применялись изощрённые пытки, которые мы не будем здесь описывать. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил Варвару, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери.
Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата – 306 год. Место кончины Варвары также называют разное: Илиополь, Никомидия, Тоскана, Рим или Антиохия.
На Руси получило распространение житие Варвары, которое дошло в списках XIV века.
В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении – Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь.
В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию. При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада) – она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык), который с 1952 года служил в Канаде.
А что же в Слуцке? Известно, что в нашем городе некогда была церковь святой мученицы Варвары. Существует мнение, что она основалась ещё в XV веке.
Первые сведения о Варваринской церкви найдены в грамоте Слуцкого князя Юрия II Юрьевича Олельковича за 1572 год. Из грамоты следует, что церковь к этому времени уже действовала. Она была построена из дерева в Старом городе, стояла на левой стороне Устиновской улицы (сейчас – Красноармейская) рядом с Воскресенской церковью напротив Нижнего замка.
Интересен тот факт, что на одной из страниц знаменитого Слуцкого Евангелия, написанного слуцким князем Юрием III Олельковичем в 1582 году, после смерти князя сделал приписку «многогрешный поп Молохвей Варваринской церкви – духовный отец и исповедник князя».
Варваринская церковь неоднократно упоминается в городских документах XVII–XVIII веков. К сожалению, описаний её архитектуры или общего вида там не встречается.
20 декабря 1792 года церковь пострадала от пожара и в 1797 году была упразднена, так и не будучи восстановленной. Её название и имущество в 1798 году были переданы новой церкви, построенной на кладбище, расположенном на северо-восточной окраине города. Церковь строилась около 5 лет: с 1794 по 1799 годы. К 1800 году отделка церкви была полностью закончена.
В 1868 г. был проведён ремонт здания, после чего церковь получила вид, который сохранялся до середины XX века.
По архитектуре кладбищенская Варваринская церковь относилась к типу деревянных трёхсрубных храмов ярусно-осевой композиции с выделенным центральным верхом.
Сочетание всех частей постройки образовывало красивую гармоничную архитектурную композицию. Имелся древний иконостас, расчленённый пилястрами и колонками белой окраски с позолотой, 20 икон располагались в 4 яруса.
Церковная колокольня стояла отдельно: с правой стороны от входных ворот на кладбище.
Со своим духовенством, приходом и правом пользования имуществом, наделённым ещё Юрием Олельковичем, церковь оставалась до начала 1870-х годов. Позже была лишена самостоятельности и к 1885 году являлась уже приписанной к Успенско-Николаевскому собору. Потом её приписали к Воскресенской, а позже – к Слуцко-Островской Михайловской церкви.
Во время Великой Отечественной войны при ней снова организовался приход и возобновились богослужения.
В ночь с 7 на 8 апреля 1953 года Варваринская церковь со всем имуществом сгорела. По официальным данным, произошёл пожар из-за неисправной электропроводки. Однако то, что случился пожар накануне Пасхи, даёт основание подозревать, что здесь все же имел место умышленный поджог, сделанный атеистами.
Дополнительным свидетельством того, что на судьбе храма сказалась государственная политика того времени, является и дальнейшая история Варваринского прихода. Прихожане на свои средства недалеко от сгоревшего храма, на другой стороне улицы 14-ти Партизан, приобрели частный дом, в котором возобновились богослужения. О деятельности церкви на новом месте документы сохранились до 1961 года. Однако через некоторое время власти приход упразднили, а помещение было изъято и передано для организации клуба Общества слепых.
В 1997 году у моста через реку Случь по ул. М. Богдановича, в районе городской бани была построена часовня. Именно часовня, а не каплица, как часто на польский манер называют эту небольшую христианскую постройку культового назначения с иконами, малую церковь. Часовня в отличие от церкви не имеет особого помещения, где располагается алтарь. В ней читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами, но литургия в часовне по общему правилу не совершается, хотя в особых случаях это и допускается. Православная часовня также не может быть частью интерьера храма.
Каплица же или капелла несколько иной термин, обозначающий у католиков домовую церковь в замках и дворцах для частных богослужений; молельную комнату во дворцах и других частных владениях, предназначенную для их хозяев; отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др. Как видим, разница существенная. Тем не менее, название, пришедшее из Польши, у нас прижилось.
Многие знают эту часовню, которая уже давно стала одной из достопримечательностей Слуцка, но не каждый знает, что она носит имя святой великомученицы Варвары. Она любима и посещаема жителями города, его гостями.
Идея поставить часовню и памятник Софии Слуцкой в том месте, где они сейчас находятся, возникла у Благочинного Слуцкого округа, настоятеля Свято-Михайловского собора протоиерея отца Михаила Вейго в начале 1990-х годов. Надо сказать, что ему выпала нелёгкая миссия восстановления православной церкви на слуцкой земле.
Заложили фундамент часовни на берегу Случи, как раз напротив центрального входа в старую городскую баню.
Позже отец Михаил встретился с архитектором Александром Веречевым, и по ходу общения с ним родился замысел постройки: священник показал свои наброски, а архитектор уже как специалист и художник разрабатывал конкретный проект.
Выбор материала для часовни – дерева – был обусловлен несколькими обстоятельствами. Александр Петрович Путилин, в то время директор Стародорожского лесхоза, узнав, что в Слуцке собрались строить часовню, передал в качестве спонсорской помощи необходимое количество готовых обработанных брёвен. Так решился вопрос со строительным материалом. К сожалению, Александр Петрович умер.
По проекту часовня проходила, как иконная лавка и воспринималась чиновниками как нечто временное. Кстати, некоторые часовню до сих пор так и считают лавкой, где торгуют церковными товарами. Дерево в качестве строительного материала вполне соответствовало этому понятию. В то же время выбор материала помог достичь выразительности в образе строения, придать ему оригинальность и связь с прошлым деревянным церковным зодчеством.
Часовни, как и храмы, в соответствии с традицией нарекаются в честь святых. На именование часовни благословение испрашивалось у архипастыря Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Было учтено, что в Слуцке на старом городском кладбище по улице 14-ти Партизан до середины прошлого века находилась сгоревшая церковь святой Варвары. Хотелось восстановить имя этой почитаемой православной церковью святой в названии часовни, и владыка Филарет поддержал мнение отца Михаила.
Когда сносили старую баню, архитектор серьёзно переживал – а не потеряется ли строение на открытом пространстве. Но и теперь часовня неплохо смотрится, даже лучше!
Строительство часовни шло быстро и легко. Рабочие знали своё дело, а отец Михаил постоянно контролировал ход работ. Каких-либо недоразумений не было. «Сейчас каждый день, проходя мимо часовни, и не верится, что проектировал это я», – говорит Александр. По своей профессиональной привычке Александр отмечает, что можно было сделать лучше. Но своей работой он доволен. Строить церкви ему больше не приходилось. Та работа, которую он сделал в 1996 году, не только принесла удовлетворение, но в каком-то смысле перевернула взгляды, заставила по-другому смотреть на жизнь в целом.
Весной 2012 года, с 19 марта по 11 мая, в рамках комплекса мероприятий по празднованию в Беларуси 400-летия преставления святой Софии, княгини Слуцкой, силами строителей епархии были проведены работы по благоустройству часовни святой великомученицы Варвары.
Основные черты здания не изменились. Вместе с тем, кровля из оцинкованного железа сменила цвет с серого на насыщенный тёмно-зелёный, из современного кровельного материала, луковицы куполов обрели несколько иную форму и вместо матового серебристого заблестели золотым цветом. Стены часовни пропитали специальным защитным составом.
Работы закончились освящением и установкой обновлённых крестов и икон. Часовня приобрела законченный современный вид.
Святая великомученица Варвара по-прежнему помогает молящимся христианам – и православным, и католикам.
Владимир ХВОРОВ
По материалам сайтов Слуцкого Благочиния, газеты «Инфо-Курьер» (деятельность прекращена), электронной версии «Православной энциклопедии»
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.