Ольгин бор в Исерно

Как тесен мир, как в нём пересекаются события. В частной коллекции картин белорусского краеведа, историка архитектуры Беларуси, художника-графика, автора статей и книг о Слуцке Игоря Титковского есть картина кисти нашего земляка Анатолия Клезовича «Пасадка каля Ісерна». Картину ему подарили, а написана она была в далёком 1970 году.

Анатолий Васильевич Клезович (1941–2000) – художник по интерьеру и живописец. Родился в деревне Большая Слива Слуцкого района. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, отделение промышленного искусства и интерьера. Работал в Слуцком филиале Минских художественных мастерских Художественного фонда Беларуси. Автор проектов интерьеров Слуцкого и Солигорского краеведческих музеев, интерьера Слуцкого автовокзала.

И вот совсем недавно любитель краеведения и генеалогии Вера Грабовская нашла статью в Газете «Известия» за 1965 год под названием «Ольгин бор». С большой долей вероятности можно утверждать, что речь в статье идёт именно о том месте, которое изображено на картине слуцкого художника. На обороте картины рукой автора написано «Пасадка Вольгі Кап. Ісерна». Видимо, «Кап» – это сокращённо Капцевич.

д.Исерно. Яндекс карты.
д.Исерно. Яндекс карты.

Согласитесь, весьма интересное совпадение! Теперь мы знаем интересную историю, связанную с этой картиной.

Ниже приводим текст из газеты полностью. Есть возможность окунуться в атмосферу прошлого и сравнить с сегодняшним днём.

Ольгин бор. Фото Газета «Известия», 1965 № 15071.
Ольгин бор. Фото Газета «Известия», 1965 № 15071.

Председатель исернского колхоза имени И.В. Мичурина Василий Владимирович Сорокин пришёл к Ольге Тимофеевне Капацевич и спросил:

– Скажите, мать, могу ли я свой дом поставить поближе к бору?

– Ставь, сынок… Бор этот всего села.

Ольга Тимофеевна – не лесник. Почему же её спрашивает председатель? Да не он один. Все жители села Исерно, коль речь зайдёт про бор, ничего не решают без Ольги Тимофеевны.

Потому что бору тому она мать родная.

Не только в Исерно, но и в окрестных деревнях называют этот бор Ольгиным.

…Первые годы Советской власти. Бурлила жизнь в селе. «Булаховцы», как называли тогда бандитов по имени их атамана, в союзе с кулаками вели яростную борьбу против Советской власти. По реке Случь плыли трупы коммунистов и комсомольцев, подыхали подожжённые хаты членов комбеда. Ольга была одной из первых в списке тех, кого булаховцы приговорили к смертной казни. Но она продолжала сеять семена новой крестьянской жизни: вместе с первыми советскими активистами Сергеем Карака (потом он стал первым председателем исернского колхоза), Романом Трухан, Евсеем Горбач, Петром Карака, Евсеем Самусевичем разъясняла большевистские законы, вела агитацию против кулаков.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Галерэя Валянціны Лагун

Старую жизнь она ненавидела. Десять голодных душ в доме. – Отец бьёт её кнутом, требуя брака с нелюбимым, богатым. Сгинувший муж, который оставил ей трёх детей. Не жизнь – горох при дороге…

Ленинскую новь она восприняла как молодость. Ольга Тимофеевна так и говорит: «Когда вспоминаю свою молодость, то кажется, что начинается она после семнадцатого года, хотя мне и тогда было уже полных тридцать пять лет».

Откуда брались силы? Теперь она и сама удивляется. Неграмотная женщина проводила крестьянские сходы, создавала пожарную дружину, руководила художественной самодеятельностью…

Идут исернские «артисты» по сёлам. Впереди Ольга Капацевич. Поют, танцуют. Накануне репетировали в её же доме. В соседнем селе Играево их встречают одни радушно, другие – зло. А по деревне уже бежит нарочный:

– Эй, мужики-бабы, все к Демьяну, артисты приехали! Один билет – один фунт жита.

Двадцать пять пудов хлеба привезла Ольга в Исерно. Хлеб отправили в город голодающим рабочим.

В августе 1923 года в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Исернцы послали туда Ольгу Капацевич и Арину Трухан. Послали в самых лучших нарядах – самотканых цветистых юбках и вышитых кофтах. И в лаптях. До станции всем селом везли экспонаты – скатерти, рушники, полотна кустарной работы.

– В Москве нас поселили в графском доме, – рассказывает Ольга Тимофеевна. – Съехались туда представители почти всех народов страны. Показывали экспонаты первых колхозов-коммун. Нас, белорусских делегатов, было немного, и выделялись мы самотканой одеждой да лаптями.

Открылась выставка. Мне говорят: «Выступи, Ольга. Скажи несколько слов о своей Белоруссии». В первый раз за всю жизнь я, крестьянская баба, выступала перед многотысячным собранием. Говорила о несчастной доле белорусской женщины до революции, о нынешнем счастье и надеждах.

Потом Ольге подарили платье и туфли. Это были первые, как она говорит, черевички, которые Ольга на сорок первом году жизни надела. А на выставке Капацевич получила премию: 12 пудов жита, железный плуг и 10 фунтов семян клевера.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  18 ноября – Всемирный день некурения

С тем и вернулась в родную деревню. Все, что привезла, отдала селу. И ещё много рассказывала в случских деревнях о своей поездке в Москву.

Вот ещё несколько страниц из жизни этой женщины.

Ольга Тимофеевна Капцевич. Фото Газета «Известия», 1965 № 15071.
Ольга Тимофеевна Капцевич. Фото Газета «Известия», 1965 № 15071.

Капацевич едет в Минск на Всебелорусский съезд женщин-активисток. Как член ЦИК БССР участвует в работе высшего органа власти республики. В Минске встречается и беседует с М.И. Калининым и тут же просит его поскорее «прислать в Исерно хотя бы одну электрическую лампочку, дабы удобнее было обучать нас, темных, грамоте». Позже в Москве на конгрессе Коминтерна она преподносит красное советское знамя рабочим делегациям Польши и Англии, заседает в президиуме на Международном конгрессе женщин-коммунисток.

Есть белорусская песня:

Ой, березы да сосны.
Партизанские сестры.

Когда началась война, исернцы послали в ряды народных мстителей своих лучших сынов и дочерей. Те, кто остался, работали связными, приносили партизанам нужные вести. Вместе с ними ходила в разведку и Ольга Капацевич. Пожилая женщина чутьём угадывала намерения врага, умело пробиралась к цели, минуя засады и полицейские кордоны. И даже тогда, когда фашисты схватили её родную сестру – партизанскую разведчицу Агафью и после пыток повесили на площади в Слуцке Ольга Тимофеевна не ушла с партизанской тропы. Немцы пытались поймать её, чтобы тоже отправить на виселицу. Но люди берегли Ольгу так же, как и её бор. Евсей Горбач, сельский активист, что некогда помогал сажать сосны за селом, соорудил для Ольги тайную землянку с дополнительным выходом в сторону бора. В ней она пряталась, а приходил вечер – появлялись связные.

Минули годы. Теперь, как сказку, вспоминают в Исерно железный плуг, который привезла когда-то Ольга из Москвы. А ведь тогда он значил, может быть, столько же, сколько сегодня одиннадцать тракторов, работающих на полях артели. Машины сильные и разные есть во всех отраслях коллективного хозяйства. Тридцать электромоторов установлено в хозяйстве. Во всех 425 домах колхозников горят лампочки Ильича. За это и боролась Ольга.

Теперь она на отдыхе. Но разве скажешь про неё: «Не у дел»?

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  На Случчине впервые отметили День народного единства

Работает в колхозе депутат Исернского сельсовета Федор Антонович Тагиль. Экономист. Моложе Ольги Тимофеевны ровно на полстолетия. В свои тридцать три года Тагиль, разумеется, не мог столько видеть и постичь, как его знатная односельчанка. Поэтому и не стесняется идти к ней за добрым советом. А она во всем готова ему помочь: и в хозяйстве, и в депутатских делах. Сама она тоже когда-то была депутатом сельского Совета. Членом правления колхоза поработала немало…

Ольгин бор… Случайно узнали мы, что она ему мать. Когда-то в корзинах принесла Ольга Тимофеевна из дальнего леса саженцы сосенок. Шла, может, все сутки. Посадила. Увидели односельчане, помогать стали. После изнурительного дня в поле бегала Ольга на косогор саженцы досматривать.

Прошли годы. У села вымахал бор. Стройный, плотный красавец. Укрывает хаты от ветров, дышит земляникой, угощает грибами, поёт птичьими голосами. Не худо б сельчанам поставить столб с табличкой: «Ольгин бор».

Не лес это просто, не перелесок, не роща, не куртина. Стоит Ольгин бор на века. Свидетель судьбы одного человека. И памятник ему.

А. Матусевич, В. Плешевеня. Минская область.
Газета «Известия», 1965 № 15071.

© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2024
Газета «Известия», 1965 – Вера Грабовская.
Фото картины Анатолия Клезовича «Пасадка каля Ісерна» (Пасадка Вольгі Капцевіч), 1970 г., картон, масло, 34х46 см – Игорь Титковский.
Вступительное слово и оцифровка текста – Владимир Хворов.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.