Солнцеворот: народный календарь и традиции белорусов

Белорусский народный календарь делится на два больших сезона – зиму и лето. Граница между ними проходит по оси, соединяющей весеннее и осеннее равноденствия. Особыми днями принято считать и дни равноденствия, когда центр Солнца в своём движении по эклиптике пересекает небесный экватор. В это время Земля находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково. Это происходит два раза в году, в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и в день осеннего равноденствия (22 и 23 сентября). В это время для всех мест Земли (исключая земные полюса) день почти равен ночи.

Весенний период в белорусском народном календаре начинался с 1 марта и продолжался почти до конца июня, когда наши предки отмечали Русалье – неделю, предваряющую праздник Святой Троицы.

Прежде чем встречать весну, в старину было принято сначала проводить зиму. Празднования растягивались на неделю, которая называлась Масленичной, или Сырной. Масленица – один из самых весёлых и шумных праздников белорусов. В нём переплелись и зимние, и весенние обряды, песни, игры, хороводы. Кульминационным моментом празднований было сжигание особого атрибута праздника – чучела зимы, что символизировало смерть самой холодной поры года. Отмечается праздник в последнюю неделю перед Великим постом, за восемь недель перед Пасхой, и может в разные годы выпадать на конец февраля – первую половину марта. В понедельник – первый день Масленицы – женщины проводили уникальный обряд – «Похороны деда». «Дед» – это большая, в рост человека, кукла из соломы в рубахе и штанах. По поверьям, дед подавился костью во время поедания мяса, и теперь его нужно было отправить в мир иной, однако фигуру деда также зачастую наделяли чертами гиперсексуальности. Наши предки судили «покойника» за многочисленные грехи, в том числе за распущенность, прелюбодеяние, соблазнение чужих жён, поэтому детей или неженатых молодых людей к этому обряду обычно не допускали.

Главный символ Масленичной недели – блины. По народным поверьям, круглые румяные блины символизируют солнце, тепло и жизнь. Блины ели во время праздничной недели картофельные, пшеничные, ячневые. Пекли и оладьи, ели их с маслом и сыром. На Витебщине говорили: «Масло нужно пить ковшом, чтобы коровы много молока давали», на Гродненщине и Брестчине Масленицу принято было встречать пирогами и варениками. Съесть блин в Масленичную неделю должен был каждый член семьи.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Праздники деревень идут один за другим…

Народный праздник Сороки, или Сорок сороков, отмечается 22 марта. С этого праздника день уже был равен ночи, а потом с каждым днём становился больше её. И белорусы чтили это событие, предвещавшее скорый уход зимы и оживление природы. Люди уставали от холодов и морозов, ждали весну. А после Сороков это было уже легче, потому что тёплых дней становилось больше, солнце появлялось на небе чаще. День считался второй встречей весны – между Сретением (15 февраля) и Благовещением (7 апреля). Получил своё название в честь сорока севастийских мучеников. Это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии. Праздник Сороки был чрезвычайно почитаемым. Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ. На Руси говорили: «На Сороки День с ночью меряется: зима кончается весна начинается». На Сороки ожидали прилёта первых птиц из тёплых краёв. По представлениям предков, в этот день прилетают сорок «птиц-мучеников», после чего наступает весна. Главным вестником весны считался жаворонок. Птиц, а особенно жаворонков, следовало почтить специальным угощением: для этого хозяйки пекли печенье в форме птичек, как правило, по сорок штук, в память воинов-мучеников. Белорусы в этот день выпекали галушки. Предки верили, что это лакомство обладает защитной силой и способствует здоровью человека. Если кто-то заболел в семье, галушки качали по волосам и съедали натощак, чтобы не кружилась голова. Угощение давали и животным, если они заболевали. В Сороки любимой забавой было качаться на качелях – «гушкацца». По поверьям, этот обычай содействует укреплению здоровья человека, его очищению. Считалось также, что чем выше в этот день раскачивается человек, тем выше вырастет у него лён.

Последнее воскресенье перед Пасхой отмечалось в Беларуси как Вербница, символ Входа Господня в Иерусалим. В этот день в церкви освящали веточки вербы и можжевельника. Считалось, что съеденная почка этих растений может уберечь от болезней. Перед отправлением в храм вербу украшали бумажными цветами и лентами, освящёнными в церкви ветками слегка похлопывали друг друга. Это, по поверьям, было залогом здоровья на весь будущий год. Наши предки верили, что верба, освящённая в храме, способна оберегать дом в течение года от всякого зла. Её клали возле икон, хранили в течение всего года до следующего Вербного воскресенья.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Картины, несущие свет

Светлое Христово Воскресение – Пасха – любимый в народе праздник. Его называют праздником и торжеством торжеств. Пасха Господня в православной традиции длится сорок дней, до Вознесения. Все это время принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе!». Особенно примечательна традиция в районе, где в пасхальную ночь разжигались костры. Устраивался этот обряд как католиками, так и православными. Люди собирались вокруг храма в ожидании торжества, когда выйдет священник и зажжёт факелы у храма. На Брестчине известна традиция семейных кострищ. Для этого заранее заготавливали поленья дикой груши. Её сучковатые ветви воспринимались как аналогия с терновым венком Христа.

Одно из правил праздника – обязательность присутствия всех членов семьи за одним столом. Идея целостности всей семьи доминирует и в обычае при «разговлении» делить одно яйцо между всеми членами семьи, а пасхальную трапезу начинали именно с освящённого яйца.

Неделя после Пасхи считается Святой. В разных регионах Беларуси её называют Радостной, Светлой, Пасхальной.

Радуница – день первого после Пасхи поминовения усопших в народной традиции восточных славян. Радуница из года в год духовно соединяет тех, кто был, кто есть и кто будет. По православной традиции в этот день принято посещать кладбища, наводить порядок на могилах покойных. А перед этим следует сходить в церковь, причаститься и помянуть усопших молитвами на литургии и панихиде. Радуница, в представлениях предков – день встречи живых и умерших. В давние времена, прежде чем идти к могилам родных, заходили на «курганы» и приносили красные яйца, колбасы и обязательно белый сыр. Радуница, имея глубокую историю, стала праздником поминовения своего рода, проявлением духовного уважения к тем, кто отошёл в вечность. Недаром, по тому, как благоустроены могилы умерших родных, судили об общем уровне культуры семьи и поселения.

В. СОРКИН М. ВОРОТНИЦКАЯ, репозиторий БГУИР

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.

Не копируйте текст!