Владимир Николаевич Вишневский – художник-график, педагог. Занимается также живописью и скульптурой. Родился 17 февраля 1955 г. в деревне Болотчицы Слуцкого района в крестьянской семье. В 1966–1973 гг. учился в Республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. В 1979 г. окончил отделение графики Белорусского государственного театрально-художественного института. Учился у Василия Шаранговича и Петра Свентаховского.
Живет в Минске. В 1988 г. стал членом Белорусского союза художников. С 1987 г. преподает на факультете изобразительного искусства Белорусской академии искусств, в 1996–2002 гг. – заведующий кафедрой графики. С 1995 г. – академик графики общественного объединения «Белорусская академия изобразительного искусства».
Работает преимущественно в техниках офорта, литографии, темперы. Автор станковых произведений, иллюстраций к книгам, экслибрисов. Участвует в республиканских и зарубежных выставках с 1976 г. Среди них: «Первое биеннале графики» (Калининград, Россия, 1990), «БелАРТ» (Варшава, Польша), «Эстамп 96» (Минск), «Современная белорусская графика» (Цюрих, Швейцария), «Белорусская графика. Традиции и современность. К 500-летию белорусского книгопечатания» (Прага, Чехия, 2017), персональная выставка «Строительство человека» в Музее современного изобразительного искусства (Минск, 2015).
Многие произведения Владимира Вишневского имеют ярко выраженный национальный облик: «Небо и земля Фердинанда» (2002), «Апостол Василий» (портрет Василя Быкова, 2004), «Посвящение Владимиру Короткевичу» (1995). Как отмечал сам художник, его произведения основаны на национальной культурной и духовной традиции, значительное место занимает историческая тема, прежде всего – тема древней Литвы («Корона Миндовга»).
Одна из главных тем, прослеживающихся в творчестве Владимира Вишневского, – борьба добра и зла. Раскрытие этой темы придает его композициям чувство динамики, внутреннего напряжения и драматизма. Сюжеты произведений, как правило, предполагают философское, неоднозначное прочтение. Художник пользуется языком символов и аллегорий, сочетает реалистическую манеру с гротеском. Композиции строятся на контрастных противопоставлениях светлого и темного, переднего и дальнего планов, ракурсов. Среди известных произведений – серии графических листов «Птицеловы», «Ярмарка надежд», «Строительство человека».
Автор иллюстраций к книгам Владимира Яговдика «Янка и роза» (1992) и «Вернется ли князь Кук?» (1993), оформил книги Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Алеся Разанова, Максима Лужанина, Федора Достоевского, Алоизы Пашкевич (Цетки). За оформление книги «Венок белорусских народных песен» (Минск, 1988) и книги Миколы Николаева «Палата книгописная» (Минск, 1993) получил дипломы республиканских конкурсов «Искусство книги».
Белорусский союз художников наградил Владимира Вишневского медалью «За заслуги в изобразительном искусстве». Лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси (2009), награжден памятной медалью «Тысячелетие Литвы» (2009).
Произведения Владимира Вишневского находятся в Национальном художественном музее, Музее современного изобразительного искусства (Минск), в государственных и частных собраниях республики (Минск, Могилев, Гродно, Светлогорск, Слуцк), России (Калининград, Санкт-Петербург), ряда других стран.
© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2025
Публикуется по книге «Мастацтва Случчыны: гісторыя, імёны, творы» / Ігар Ціткоўскі. – Мінск: Тэхналогія, 2019. – 211 с.
Перевод с белорусского языка – Владимир Хворов.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.