Лунная богиня на советской стене: как китайские картины покорили СССР

В старых постройках случчан иногда можно найти очень интересные экспонаты. Вот, например, китайская репродукция, обнаруженная в одном из гаражей. Окунёмся немного в историю, ведь у многих такие шедевры из прошлого сохранились до сих пор. Такие изображения часто создавались анонимными художниками в КНР в рамках массового художественного производства.

Чан э – богиня луны
Чан Э – богиня Луны

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в советских квартирах неожиданно поселились китайские богини, журавли, лотосы и лунные пейзажи. Картины, репродукции и открытки из КНР стали модным украшением интерьеров, вызывая у гостей восхищение и лёгкое удивление. Откуда же взялась эта тяга к восточной эстетике в стране, где ещё недавно господствовал суровый социалистический реализм?

Причины были многослойными. Прежде всего, политическая дружба между СССР и КНР в послевоенные годы способствовала активному культурному обмену. Китайские художники обучались в советских академиях, а советские мастера – такие как Константин Максимов – преподавали в Пекине, формируя новое поколение китайских живописцев. В результате в КНР появился собственный вариант социалистического реализма, близкий и понятный советскому зрителю, но при этом наполненный восточной декоративностью и символизмом.

Эстетическая сторона тоже играла важную роль. Китайские картины были яркими, утончёнными и экзотичными. Они изображали мифологических персонажей, природные сцены, традиционные наряды и архитектуру, что контрастировало с привычной серостью быта. Особенно популярными стали изображения Чан Э – богини луны, кролика Юэту, журавлей, пионов и пагод на фоне полной луны. Такие сюжеты несли в себе не только красоту, но и ощущение покоя, гармонии и мечты – того, чего так не хватало в повседневной жизни.

Кроме того, китайские картины были доступны. Их печатали на открытках, календарях, плакатах, которые легко распространялись и стоили недорого. Они стали частью подарочной культуры, особенно среди интеллигенции и творческой среды. В эпоху оттепели, когда в обществе пробуждался интерес к индивидуальности и уюту, китайская живопись оказалась как нельзя кстати.

Таким образом, мода на китайские картины в СССР была не просто эстетическим увлечением, а отражением более глубоких процессов – политических союзов, культурного диалога и стремления к красоте в условиях перемен. Сегодня эти изображения – будь то богиня Чан Э с кроликом или лунный пейзаж с пагодой – напоминают нам о времени, когда Восток и Запад встречались на стенах советских квартир, создавая уникальный визуальный синтез.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Верасень: калі зямля здвігаецца, а лета хаваецца ў павуцінні

А что же известно конкретно об этом сюжете? Кто изображён на репродукции?

Чан э – богиня луны
Чан Э – богиня Луны

Это изображение Чан Э – богини Луны, и связано оно с праздником Середины Осени. Их печатали на фабриках в Шанхае и Гуанчжоу, и они попадали в СССР через культурный обмен.

Год создания оригинала – вероятнее всего, 1955–1965, в период активного советско-китайского сотрудничества.

В китайской мифологии Чан Э – богиня Луны и супруга легендарного лучника Хоу И. Когда Земле угрожали хищные звери, Хоу И по приказу Небесного императора спустился с небес, чтобы спасти человечество. Будучи необычайно смелым, он поразил немало отвратительных чудовищ. Когда поручение Небесного владыки было почти выполнено, случилась беда – на небе вдруг появились 10 солнц. Эти 10 солнц были сыновьями самого Небесного императора. Они ради забавы решили все вместе сразу появиться на небе. Но под их горячими лучами всё живое на земле страдало от невыносимого зноя: высохли реки, стали гореть леса и посевы в поле, повсюду валялись испепелённые жарой человеческие трупы.

Хоу И уничтожил девять солнц, оставив лишь одно, но за это был изгнан с небес вместе с Чан Э.

Жизнь на Земле оказалась тяжёлой и полной лишений. Хоу И продолжал творить добро, а Чан Э страдала по утраченному небесному дому. Узнав о волшебном эликсире, способном вернуть её на небо, Хоу И добыл его у богини Сиванму, но спрятал, не желая расставаться с любимой, т.к. элексира хватало только для одного из супругов.

Однако в полнолуние восьмого месяца по лунному календарю Чан Э нашла элексир и, преодолев внутреннюю борьбу, выпила его и вознеслась на Луну. Там она поселилась во дворце Гуанхан, окружённая лишь лунным зайцем и лесорубом. С тех пор она живёт в одиночестве, вспоминая земную любовь и день, когда пришлось навсегда расстаться с Хоу И.

Кстати! Согласно китайскому фольклору, на Луне живёт не только Чан Э, но и лунный заяц Юэту, который толчёт в ступе коричные зерна или ингредиенты для эликсира бессмертия.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:  Кировский сельский дом культуры — на доске почёта!

Эта трогательная история стала основой праздника Середины Осени – времени, когда китайцы любуются полной луной, вспоминают близких и читают стихи о верности и разлуке. Великий поэт Су Ши писал:

«Хочу одного – чтобы люди в разлуке за тысячу ли
Хранили души красоту и верность сердец сберегали!»

Сегодня, когда Беларусь и Китай активно развивают стратегическое партнёрство, обращение к культурным образам прошлого приобретает новое звучание. Легенда о Чан Э, как и визуальные традиции китайской живописи, становятся не просто элементами фольклора, а символами взаимного уважения и интереса к духовному наследию друг друга. В условиях расширяющегося сотрудничества – от образования и туризма до совместных выставок и культурных программ – такие сюжеты помогают строить мосты между народами, напоминая, что искусство и мифология способны объединять даже на фоне геополитических перемен.

© ГУК «Слуцкий районный центр народного творчества», 2025
Владимир ХВОРОВ

Полную версию Сказания о Чан Э, оказавшейся на Луне, можно прочитать по ссылке.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.