Праздник Рождества – самый красивый зимний праздник. Православной Церковью он отмечается 7 января по новому стилю. Этот праздник приходит к людям морозной ночью в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звёзд и громогласном пении хора. Звуки детских голосов, славословящих Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца исполняются доброй воли.
Символом вечного мира, счастья и радости, пришедших вместе со Христом, является вечнозелёная наряженная ель. Верх её увенчан прекрасной звездой – в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь ко Христу. Ветви увешаны разноцветными шарами, золотой мишурой, фигурками поющих ангелов, пастухов с маленькими барашками, расцвечены свечами и фонариками, как будто напоминая об огнях костра и фонарей, светивших для Вифлеемских пастырей в святую ночь. И через две тысячи лет добрые рождественские огни светят почти в каждом доме.
Среди зелёных иголок тихо перезваниваются, призывая праздник, серебряные колокольцы, подобные тем, которые заботливые палестинские хранители стад надевали своим овцам. Чтобы умножить радость праздника, близкие люди кладут под ёлку подарки друг для друга, а для детей вешают на ветки всевозможные сладости.
В старину к Рождеству пол в деревенских избах покрывали свежим сеном, а стол – соломой, на которую затем стелили скатерть и ставили угощение. Все это напоминало, что Спаситель родился не в царском чертоге, а в овечьем хлеву, и был положен в ясли на солому.
Начиная с вечера, повсюду ходили христославы с «вифлеемской звездой». На шесте укреплялась большая звезда из золочёной бумаги, украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем эту звезду с пением рождественских гимнов носили по окрестным домам. Такие посещения назывались колядками, чаще всего для этого собирались ребятишки, но нередко принимала участие и молодёжь.
Древним рождественским обычаем было и хождение с вертепом. Вертеп – по-славянски значит «пещера». Вертеп представлял из себя небольшой ящик, изображающий пещеру, в которой, по преданию, родился Христос. Этот ящик являлся миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества. В XIX веке во многих городских домах вошло в моду делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под ёлку. Кукол искусно приготовляли из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шёлковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и славословящие ангелы, но центром композиции неизбежно являлись Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем. В западных и южных областях России такой вертеп нередко устанавливали в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под ёлкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.
Колядовать ходили и ряженые – они в лицах разыгрывали рождественское повествование, а кроме того, другие благочестивые, пользующиеся неизменным успехом в народе сюжеты.
Переходя от дома к дому с вестью вифлеемских пастырей, люди прославляли пришествие в мир Спасителя, Который показал единственный путь к подлинному счастью – через любовь к своим ближним, отверз двери милосердия и сострадания. И праздник Рождества отмечается христианами прежде всего делами благотворительности.
В этот день раздавалась обильная милостыня. В каждом доме христославов ждали угощения или деньги. Не принять христославов почиталось большим грехом. Люди зажиточные считали своим долгом прислать милостыню в дома нищих, больных, вдов и сирот. Не забывали даже о животных, ведь, согласно преданию, в холодную ночь вол и осел согревали Богомладенца своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от голода и холода, выставляли ржаной сноп. Для детей устраивались и сейчас устраиваются рождественские ёлки, спектакли, праздники с раздачей подарков.
С Рождества до Крещения продолжались весёлые зимние святки – святые дни. Они наполнялись всевозможными развлечениями. В городах устраивались балы и маскарады, посещались театры. Кульминацией святок была встреча Нового года (1 января по старому стилю, 14 января – по новому).
К рождественским морозам приурочивали убой домашнего скота, птицы. На праздничный стол подавали студень, окорок, копчёное сало, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жаркое, гуся с яблоками, утку с капустой, а вершиной всего являлся молочный поросёнок. В каждом доме пекли пироги и мелкую выпечку – колядки – специально для того, чтобы раздавать колядующим.
Праздничный стол отличается обилием закусок. Среди них традиционно для Рождества мясное ассорти – ломтики ветчины, окорока, буженины, карбоната, корейки, копчёной колбасы. Старинным рождественским блюдом народов северной Европы является мясной паштет, с ним соперничает русский холодец.
Однако, отдавая должное мясным закускам, не следует забывать и об овощных салатах. Они не так тяжелы для пищеварения и хорошо чередуются с мясными блюдами в течение продолжительного торжества.
Главным блюдом рождественского стола по традиции является гусь с яблоками. При необходимости, его можно заменить индейкой, уткой, курицей. Чтобы подать крупную птицу красиво, нужно уложить на большом блюде гарнир – рис, картофель, овощи, политые соусом, сверху спинкой вверх поместить разрезанную на порционные куски птицу так, чтобы форма её была сохранена. Вокруг разложить печёные и свежие яблоки, целые тушёные овощи.
В старину рождественский стол был немыслим без пирогов. Горячие, «с пылу, с жару», русские пироги являются прекрасным завершением праздничного стола. Для детей хорошо испечь специальные сладкие пирожки, калачи, булочки, пряники в форме ёлочек, снежинок, сказочных персонажей.
Конечно же, невозможно перечислить всё. Подготавливая и оформляя рождественский стол, нужно дать простор своей фантазии, чтобы передать неповторимую трепетную атмосферу сказки.
О.А. Кузенков, Г.В. Кузенкова, Энциклопедия православной кухни, 1997
Публикуется с сокращениями.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.