Нередко можно встретить и такое мнение: а зачем вообще знать, чем отличается белорусский орнамент от любого другого? Для чего усугублять идею о различиях? Какая разница, какой национальности орнамент?
Хочется синего – надевай синее, хочется растительного – надевай растительное, сочетай и то, и другое, и третье, плюс турецкий огурец – и будет тебе счастье.
Зачем политизировать? Политизировать действительно незачем. Различия орнаментов – не в области политики, а в области культуры. Узор «турецкий огурец» хорош именно тем, что он – с Востока, и его история, овеянная сказочными мотивами древнего Ирана и полулегендарной Персии, превращает любую поверхность, этим узором украшенную, в отдельный сюжет, который интересно прочесть и над которым можно подумать.
Любой древний узор – будь то упомянутый уже огурец, шотландка или гленчек, меандр или арагайл – имеет смысл, значение и культурное содержание. Но – о, счастье! – мы можем его попросту не читать. Подумаешь, шотландка с серым или с синим. Клетка – она и есть клетка. Но если при желании рассмотреть эту клетку во всем её культурном содержании – сколько удивительных открытий и захватывающих путешествий можно совершить!
В словосочетании «французская кондитерская» – особенный аромат и шик. В словах «английский замок» – предвкушение совершенно отличного от других отдыха.
А «бразильский карнавал»? «Итальянская вечеринка»? «Норвежский паб»?
Национальный колорит, национальная особенность – всегда интересно. А уж если это – особенность земли, на которой ты живёшь… Что знали о жизни здесь те люди, которые придумывали, воплощали, хранили здешний, «тутэйший» орнамент?
Оказывается, например, что у белорусов в орнаменте нет и никогда не было символов смерти. Смерти, в общем-то, и самой в верованиях белорусов особенно-то и нет. Наши белорусские мёртвые иной раз – живее всех живых: приходят в гости, ужинают вместе с семьёй, помогают растить урожай, дают советы, приглядывают за детьми.
Тем не менее отправляться «к дзядам» белорус не спешит – и поэтому охраняет себя от немочи и зла как раз орнаментом.
«Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах – на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица?
Он есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены» – объясняет доктор искусствоведения, научный редактор книги «Беларускі арнамент» Евгений Сахута.
Ещё интересно, что у белорусского узора – минимум цветов. До позапрошлого века было только два – белый и красный: неизменный белый фон как символ чистоты и непорочности и разнообразный, богатый оттенками красный как цвет тепла, радости, солнца, богатства, здоровья.
В конце XIX века в белорусском народном орнаменте появился чёрный – не основным цветом, а контуром, оттеняющим линии узора.
«Есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времён – рассказывает Евгений Сахута. – Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета – красный цвет на белом фоне.
Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон – цвет чистоты. Красный – цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни. У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров.
Наши корни – красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился чёрный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный. А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах.
В народных костюмах встречаются синий, жёлтый, но никогда, кстати, зелёный. Загадка традиций. Зелёный считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом».
Идём дальше. В белорусском орнаменте практически всегда – чёткая геометрия. Линия, крест, ромб, квадрат, полоса.
Если растительность – виноград или геометрически правильный дуб. Если птица – сложенная из ромбиков или квадратиков. Максимум стилизации, минимум живописности.
Сюжеты белорусского народного орнамента – в большинстве своём хорошо известны и легко расшифровываются. Вот, например, житняя баба – символ урожайности, богатства и удачи в делах.
Это – ребёнок. Если в орнамент включается такой узор – это значит, речь в нем идёт о здоровье детей, об их безопасности и о радости родительства.
А это – «дрэва сустрэчы», один из самых важных орнаментов, здесь, на этом дереве, встречаются души умерших и мысли живых, здесь соединяется семья, здесь оберегается счастье всего рода.
У наших соседей орнаменты, конечно, побогаче: и цветом, и узором. Русский орнамент шире, в нем больше сюжетов и цветов. Украинский – ярче, особенно за счёт растительных, цветочных мотивов.
Пожалуй, белорусский орнамент – самый сдержанный, самый аскетичный из трёх восточнославянских.
А ещё белорусский орнамент – как и любой другой, можно читать как книгу. Пользуясь, например, вот такой азбукой.
Оно ведь интересно, что пишут.
Источник: Анна СЕВЕРИНЕЦ, Белорусский женский портал «Velvet»
На специализированных сайтах ornaments.shuma.by и spampavac.by можно скачать многие орнаменты, узоры в хорошем качестве, и даже специальные шрифты.
Вот ещё один интересный ресурс на сайте отдела культуры Гродненского районного исполнительного комитета.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы сообщить нам.